14.07.2011 | 19:34

"Солярис" Тарковского в новом свете

Фильм «Солярис» Андрея Тарковского созданный в 1972 году, сейчас восстанавливают на «Мосфильме». Это часть уникального спецпроекта, цель которого – записать в формате высокого разрешения лучшие фильмы из «Золотой коллекции» киноконцерна. Причем аппаратура, на которой это делается, явно превосходит по возможностям оснащение станции «Солярис». Рассказывают «Новости культуры».  

Это уже второй фильм Тарковского, в который вдыхают новую жизнь. Первый – «Зеркало» – реставрировали несколько лет назад. 165 минут экранного времени «Соляриса» – это семнадцать коробок. Сначала негативы готовят к оцифровке, очищают ультразвуком и только потом помещают в специальный сканер.

«Это сканер, тут скорость – два кадра в секунду. Пленочный негатив оцифровывается и преобразуется в компьютерный файл», – поясняет руководитель комплекса телекино и компьютерной графики Виктор Тамазин.

Чтобы отсканировать шедевр Тарковского, специалистам нужно две недели. Потом начинается работа со сколами, царапинами, неровными склейками кадров, прыгающим изображением. Все эти дефекты пленки реставраторы красиво именуют «артефактами».

«Самое трудное – реставрация так называемых склеек, когда переходим с одного плана на другой. Посмотрите, сейчас реставраторы будут делать так, чтобы оба кадра были идеальными», – показывает специалист по компьютерной графике Владимир Солодовников.

Здесь же происходит и цветокоррекция. Специалистов контролировал оператор фильма Вадим Юсов. Некоторые сцены теперь будут светлее и не такими желтыми, некоторые избавятся от избыточного синего цвета. Права менять размер кадра и композицию реставраторы не имеют – так же, как и прикасаться к оригинальной фонограмме фильма. Чтобы достичь идеального звучания, специалист по реставрации звука Игорь Валеев просмотрел и прослушал «Солярис» больше двадцати раз.

«При длительном хранении пленка накапливает некие артефакты, щелчки, потрескивания... Собственно говоря, я занимался тем, что все это удалял», – поясняет специалист по реставрации звука Игорь Валеев.

Дальше судьба «Соляриса» в буквальном смысле находится в руках реставраторов – небольшие дефекты изображения чистят вручную. За день специалист по реставрации кино Елена Литвинова отсматривает около тысячи кадров, а всего в этой картине их 250 тысяч.

«Каждый кадр вычищается, делаются склейки, выравнивается стабилизация, потому что материал иногда дрожит», – говорит она.

Искусство как воспроизведение реальности – в «Солярисе» у Тарковского эта тема тоже звучит. По сути, копия с репродукции, даже очень хорошая, к смыслу фильма вряд ли что-то прибавит.