15.07.2011 | 10:32

Режиссер и сценарист Марина Голдовская принимает поздравления с юбилеем

Ее называют «классиком российского документального кино». Режиссер и сценарист Марина Голдовская сегодня принимает поздравления с юбилеем. В 1963 году она закончила операторский факультет ВГИка, выбрав и «неженскую» профессию, и сложную профессиональную сферу – экранную публицистику. Но Марина Голдовская доказала: важнее не желание плыть против течения, а умение идти своим путем. Сейчас Марина Голдовская живет в Америке, много преподает. Хотя говорит, что научить этому невозможно – нужно заболеть этим делом. Рассказывают «Новости культуры».  

Документальное кино существует для умных людей – вернее для тех, кто хочет думать. Неисправимый оптимист, не расстающийся с камерой никогда, Марина Голдовская считает, что думать о жизни хочет каждый человек на этой планете. Сценарист, телекритик, профессор МГУ Сергей Муратов, давно наблюдает за Мариной Голдовской и ее творчеством -

«Когда документалисты настоящие снимают фильмы, они настолько уходят в съемку, что вокруг ничего не видят, могут говорить только о своем герое. Фильм снимается долго, и документалисты устают, Голдовская тоже уставала. Но ее особенность была в том, что еще больше она уставала, когда не снимала фильмы», - считает Сергей Муратов.

Голдовскую часто называют мастером «синхрона» - ее фильмы – прямая речь героев, в которую внимательно вслушивается автор, а за ним и зритель. Даже свой режиссерский дебют 1970 года - про артистку цирка Раису Немчинскую - Голдовская построила исключительно на интервью героини – это в эпоху, когда слово давали в основном только дикторам.

«Вдруг никакого закадрового теста нет, того советского, а герои сами говорят, закадровый текст идет от героев, он и складывает всю ткань фильма, который, порой, даже нельзя пересказать, но ты абсолютно погружаешься – открываешь крупный план человека», - говорит народная артистка России Елена Камбурова.

«Документальное кино – признак зрелости и самостоятельности» – считает Марина Голдовская, – поэтому рано или поздно наступит пресыщение информацией, нужно будет сесть и подумать – что происходит вокруг, и как жить дальше». Ее герои так и делают – и поэтому их вопросы, заданные в конце восьмидесятых годов прошлого века, не устарели и сегодня.

«Это главное качество документалиста – влюбленность в человека, понимание того, что в каждом абсолютно человеке без исключения есть какое-то зерно, своя суть, свое страдание, радость, индивидуальность – обязательно есть – и Марина Евсеевна это не то чтобы искала, она этим занимается всю жизнь», - объясняет режиссер документального кино Олеся Фокина.

«Нет ничего интереснее, чем неинсценированные судьбы людей», – считает Марина Голдовская, человек, чья судьба намного интереснее любого приключенческого романы. И остается только догадываться – найдется ли документалист, способный с такой же любовью и вниманием рассказать историю Марины Голдовской о ней самой.