02.02.2007 | 00:00

Сергей Соловьев - о собственных противоречиях в документальном фильме "Монолог в 4 частях"

Канал "Культура" подготовил для своих зрителей новый документальный фильм "Монолог в 4 частях" (автор - Надежда Виноградова). Главным героем картины стал известный режиссер Сергей Соловьев. В передаче, состоящей из четырех частей, Сергей Александрович расскажет о себе, своем детстве, о любимом педагоге Михаиле Ильиче Ромме, о людях, с которыми приходится работать, поразмышляет о политике и искусстве. И, конечно, без внимания не останется самое главное - творчество Сергея Соловьева, его картины, многие из которых стали культовыми: "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Нежный возраст"...

- Делали фильм очень симпатичные люди, как мне показалось во время съемок. И поскольку я все это время был чудовищно занят, то полностью им доверился, - сказал Сергей Соловьев в интервью "РГ". - Создатели фильма были у меня и на съемках "Ассы-2", и на "Анне Карениной". Присутствовали в ключевые моменты работы. А потом время от времени задавали мне вопросы. Мы с самого начала договорились, что они меня будут спрашивать не только о том, что хочется им, но так, чтобы и мне было интересно отвечать. Мы общались по поводу тех событий, которые мне было любопытно припомнить или мнение по поводу которых со временем изменилось. Что из этого получилось - честное слово, не знаю.
Откровенно говоря, сначала я был совершенно сбит с толку количеством серий. Зачем их должно быть четыре? Что за странный сериал? Что-то наподобие "Следствие ведут знатоки"? Так криминальное прошлое у меня совершенно пустяшное, да и криминального будущего практически нет в связи с очень уж зрелым возрастом. Однако, подумав, даже с четырьмя сериями я все-таки внутренне согласился. Потому что в коротких интервью, как правило, из ответов уходят противоречия. А именно они, как мне кажется, самые важные на сегодня явления в умственной жизни человека. И вот эти четыре часа давали возможность поделиться со зрителем своими противоречиями. Чем дольше живешь, тем все меньше остается той глупой волшебной ясности, которую особенно ярко ощущаешь в солнечные времена юности. Если в программе останется это сегодняшнее мое, можно даже сказать, смятение разума и чувств, то это будет хорошо.

- В четвертой части телефильма речь пойдет и о ваших новых проектах - "Анна Каренина" и "Асса-2". Если "Асса" - это отражение того времени, чем будет ее продолжение?
- Я надеюсь, что люди, которые посмотрят "Ассу-2", тоже увидят "отражение" - окружающую их жизнь. В финале первой "Ассы" Витя Цой кричал: "Перемен, мы ждем перемен", и вот, пожалуйста, мы эти перемены получили. И они не упали к нам с небес, их не принес нам невесть откуда взявшийся фатальный диктатор, мы все сделали сами. Вот то, что мы все вместе тут натворили, и есть предмет этой картины.