15.07.2011 | 23:52

Выставка "Правда вымысла"

В Российской академии художеств открылась выставка «Правда вымысла» - она посвящена столетию со дня рождения Александра Павловича Васильева, блестящего театрального художника сценографа. Он оформил больше трех сотен спектаклей на сценах Большого театра, МХАТа, Ленкома, Театра Сатиры. При этом его подлинной страстью были живопись и графика. Образцы более чем сорокалетнего творчества художника представлены на этой выставке. Рассказывают «Новости культуры». 

Эти картины, некогда переданные семьей Васильева в дар художественному музею Самары, именно в этом городе родился художник, сегодня снова в Москве. Ненадолго - на месяц, столько продлится эта выставка. Есть здесь его работы и из личного собрания сына Васильева – Александра Александровича. А вот и он сам. Историк моды, законодатель стиля, в окружении друзей и поклонниц. Кто-то украдкой старается даже запечатлеть его образ на бумаге. В это время Васильев-младший рассказывает, чему научил его отец. Успевает говорить и здороваться с гостями выставки, их этим вечером очень много.


«Любви к природе, любви к театру, любви к красоте, к эстетике - именно всему этому он меня научил и передал сполна», - рассказывает художник, историк моды, сын А.Васильева Александр Васильев.

Блестящий сценограф, Васильев с одинаковой легкостью создавал пространство для самых разных постановок – будь то деревенская история, опера или детская сказка. Но ключевой для художника стала сценическая композиция спектакля «Петербургские сновидения» по Достоевскому – атмосфера мрачная, удушающая. Художник как будто увидел город глазами Раскольникова. Каждая работа Васильева - не просто эскиз - полноценная картина, полноценная история.

«Это фигура, которая отстаивала в театре первенство художника, поэтому на выставке столько живописи. Александр Павлович не мыслил театрального художника вне профессии художника», - отмечает народный художник России Михаил Курилко-Рюмин.

Васильев, говорят, рисовал по картине в день, карандаш и кисть как будто из рук не выпускал. На мир смотрел широко, рамок не любил, мог написать натюрморт, классический пейзаж и даже сюрреалистические фантазии в духе Сальвадора Дали. Изменчивый и противоречивый в творчестве - таковым Васильев был и в жизни.

«Сумасшедший человек, парадоксальный, меняющий легко свое мнение, небеспринципный, он говорил такую фразу: "Я не отвечаю за то, что было вчера"», - рассказывает художник, заслуженный деятель искусств Татьяна Сельвинская.

Любимые персонажи художника - им придуманные «балбетки» - то ли кегли, то ли бабетки , то ли «балбесы» как их сам художник называл. Это фантастический собирательный образ человека с ограниченным кругозором. Портреты людей реальных, с широким кругозором Васильев тоже писал. Среди них есть один со скромной подписью «Юноша». Трудно не догадаться, что это его сын Александр – молодой, но уже с безупречным вкусом. Автопортреты, их художник создал немало, один на другой не похожие, с невероятной фантазией, как все, что делал Александр Васильев.