18.07.2011 | 16:30

Лучшие снимки из коллекции фотографа Франца Кристиана Гундлаха

В столичном Мультимедиа Арт-Музее представлены лучшие снимки из коллекции известного немецкого фотографа и знатока моды Франца Кристиана Гундлаха. В его собрании – и классика модной фотографии, и современные работы, которые сегодня украшают обложки глянцевых журналов. Посетители выставки могут проследить, как за 90 лет на стыке моды и фото возникло новое явление в искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

«Здесь все о моде и ничего о ней», – говорят авторы проекта. Возможно, поэтому выставка и называется – «Больше, чем мода». В этих снимках – столетняя история фэшн-фотографии. С чего она начиналась, как развивалась, и что представляет из себя сегодня. Снимки из серии «Люди в лифте» сделаны Генрихом Рибезелем в Ганновере в 1969 году. Автор провел настоящий эксперимент.

«Никто из этих людей не знал, что их фотографируют. Они просто входили в лифт и оставались наедине с самими собой. О чем они думали? О своей жизни или об отдельном дне? Вспоминали радости или печали? Спустя почти полвека - мы можем только догадываться обо всем этом, глядя на их лица», - объясняет фотограф, коллекционер Франц Кристиан Гундлах (Германия).

В том же 69-м Ричард Аведон начинает проект с Энди Уорхолом и участниками американской «Фабрики». Эти снимки – откровенный вызов обществу. Уильям Кляйн несколькими годами ранее протестует против самой моды, ее канонов, пафоса… Позже он создаст целую серию фотографий и назовет ее «Похороны моды».

«Каждый из этих авторов, который плюс ко всему проявлен гениально, проявлен так, чтобы мы в нескольких фотографиях увидели его авторский индивидуальный стиль, мы в этот момент задаем себе вопрос: что мы выбираем, кто мы, куда мы идем и, в конце концов, откуда мы пришли», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В девяностых эпатаж в работах фотохудожников, кажется, достигает своего апогея. Фергюс Грир откровенно смеется над продуктами массовой культуры. А это – сегодняшний гламур, тот, что украшает страницы журналов. И его крайняя степень – серия «Передозировка»: вот, что происходит, когда фотографу тесно в рамках глянца, – снимки выходят горько-ироничными, в них появляется напряжение. Один из самых ценных экспонатов на выставке – фото Синди Шерман. Его коллекционер Гундлах приобрел, когда карьера Шерман только начиналась.

«У Синди Шерман особый почерк, особый подход, она вкладывает в свои снимки глубокие мысли, постоянно экспериментирует. В 86-м снимок почти ничего мне не стоил, сейчас за ее фотографии дают миллионы долларов», - рассказывает Франц Кристиан Гундлах.

В том, что эти снимки – высокое искусство фотографа Гундлаха, убеждать не надо. Он любит повторять: камера – только инструмент, главное – с какой целью берет ее в руки фотограф, что хочет сказать. Все эти фотографии по сути об одном: не мы меняем моду, а мода меняет нас.

Читайте также:

Выставка «Из истории российской фотографии»

Ольга Свиблова: "Мода показывает конфигурацию мира, в котором мы живем"

Неофициальная история страны – на выставке в Мультимедиа Арт Музее