19.07.2011 | 19:54

Пласидо Доминго и Галина Вишневская о Международном конкурсе оперных артистов Operalia

18 июля впервые в Москве на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко стартовал международный смотр оперных певцов Operalia. Сегодня состоялась пресс-конференция, на которой организаторы конкурса Пласидо Доминго и Галина Вишневская рассказали об участниках и критериях оценки жюри, а также о насущных проблемах оперного искусства.

Пласидо Доминго признался, что счастлив возможности приехать в Россию, в Москву, и провести здесь свой конкурс. Он от души поблагодарил Галину Вишневскую, Театр Станиславского и Немировича-Данченко и правительство Москвы за сотрудничество в организации смотра. За девятнадцать лет существования конкурс проходил в разных странах, обращался к самым разным нациям и государствам. Молодые оперные певцы собирались в Париже, Мадриде, Милане, Токио, Лос-Анджелесе... «Это дело всей моей карьеры и всей моей жизни, – говорит маэстро. – Мы вырастили новое поколение исполнителей по всему миру».

Действительно, можно бесконечно перечислять имена лауреатов Operalia, которые сегодня составляют мировую музыкальную элиту. Среди них – Джойс ДиДонато, Хосе Кура, Роландо Виллазон, Эрвин Шрот, Василий Ладюк и другие выдающиеся исполнители, отмеченные призами жюри. Впрочем, по мнению маэстро Доминго, не менее важным является и зрительский приз. Ведь с самого первого конкурса, который прошел в 1993 году, публика может голосовать за понравившегося ей певца или певицу, что, кстати, является отличительной особенностью данного оперного смотра. И, как показывает практика, мнение зрителей и жюри нередко совпадает.

Итак, в Operalia соревнуются певцы всех голосовых категорий в возрасте от 18 до 30 лет. Ежегодно на Конкурс приходит более восьмисот заявок. Всего участников – 40. Каждый представляет четыре оперные арии, исполненные на языке оригинала, и одну или две арии из сарсуэл. В жюри входят директора самых престижных оперных театров мира во главе с Пласидо Доминго. Однако сам маэстро не голосует и не влияет на результаты прослушиваний. «В нашем жюри в этом году множество руководителей мировых театров, что гарантирует победителям в будущем получить приглашение и контракт на престижную театральную сцену», - поясняет он.

Галина Вишневская подчеркнула, что конкурс, организованный великим тенором ХХ века, имеет огромное значение для поддержки оперного искусства. Сегодня молодые певцы сталкиваются с массой трудностей, главная из которых – отсутствие профессиональных школ, способных подготовить их к работе в театре. «Обычно, чтобы выйти на сцену и получить роль, исполнителю надо уже иметь имя! Но ведь это имя нужно заработать. А чтобы его заработать - необходимо иметь площадку для выступлений. И это заколдованный круг, разорвать который и помогает такой конкурс, как Operalia» - поясняет оперная прима.

Пласидо Доминго: «Я полностью поддерживаю мнение Галины Вишневской, что новое поколение певцов сможет и должно прорваться через, так называемый, оперный кризис. Найти свою сцену, своего зрителя, свой театр и сформировать новый пласт оперных артистов. Другая сторона сегодняшней популяризации оперы - экономическая. У нас появилась публика, которая, к сожалению, не может платить, чтобы попасть в Ла Скала, Ковент-Гарден, в Большой театр, услышать звезд мировой величины. Поэтому нам необходимо изыскать для нее эту возможность, мы должны искать новые пути по формированию новой качественной публики, ценящей оперное искусство даже в сложившейся ситуации».

Поскольку форум является одновременно и стартовой площадкой для многих молодых талантов, критерием для оценки участников являются не только вокальные качества и исполнительская техника певцов, но и драматические таланты, сценическое актерское мастерство. «Существует большая разница между певцом и артистом. Певцов много, но не каждому из них на роду написано стать именно артистом», - говорит маэстро  Доминго.

Вскоре пресс-конференция обрела форму дружеской беседы. И это не случайно, ведь Галина Вишневская и Пласидо Доминго не просто знакомы, им даже довелось поработать вместе на одной сцене в опере «Тоска». «Имя Доминго - одно из самых ярких и уважаемых в оперном мире вот уже на протяжении многих десятилетий. Мы выступали вместе, и эти минуты я всегда вспоминаю как счастливые мгновенья в моей творческой жизни», - пояснила Галина Павловна. Обращаясь к Вишневской, сам Доминго не смог сдержать эмоций и запел на русском языке: «Красавица! Богиня! Ангел! Прости, прелестное созданье, что я нарушил твой покой». И с сожалением добавил: «Очень жаль, что эти строки из "Пиковой дамы" я не смог спеть ей со сцены».

Также на встрече с журналистами присутствовал руководитель департамента культуры правительства Москвы Сергей Худяков. Он поприветствовал всех участников и организаторов конкурса от себя лично и от имени столичного мэра Сергея Собянина, и искренне поблагодарил организаторов за то, что такой авторитетный мировой музыкальный форум, наконец, приехал в Москву. Сергей Худяков выразил уверенность в том, что московский конкурс станет знаковым этапом в мировой карьере молодых артистов, обозначит начало их мировой славы.

Все материалы о конкурсе Operalia>>>