19.07.2011 | 19:55

Смертельное варьете по-испански

Международный театральный фестиваль имени Чехова близится к завершению. Программу смотра венчает премьера каталонской труппы «Комедианты», которая привезла в российскую столицу «Персефону» – постановку, которая, несмотря на свою довольно мрачную тему,  не испугает, а может, даже развеселит зрителя. Рассказывают «Новости культуры».

Восемь лет назад они уже приезжали в Москву – в 2003 году «Комедианты» из Барселоны открывали Театральную олимпиаду на Тверской площади искрометным уличным шоу «Демоны». Они объехали с ним весь свет. 

«Наша труппа начала жить еще при диктатуре Франко, и поначалу нам приходилось довольствоваться подвалом. А потом – как прорвало! Уличные зрелища – в этом так много праздника, позитивной энергии, самой сути театра! Сегодня мы универсалы: я и камерные кукольные спектакли для малышей ставлю, и огромные оперы для открытых площадок», – говорит режиссер Хуан Фонт.

Вне зависимости от масштаба и характера сцены «Комедианты» поддерживают дух праздника. На этот раз режиссер Хуан Фонт вдохновлялся Днем мертвых – латиноамериканской адаптацией католического праздника День всех святых. Карнавал, в котором скелеты пляшут, а символы смерти не столько страшат, сколько возбуждают жизнелюбие, – положен в основу спектакля «Персефона». Греческая богиня, дочь плодородной Деметры и царица загробного мира, в переводе на каталонский – то звезда кабаре в ярко-красном, то смерть с косой.

«Может показаться, что "Персефона" – мюзикл, но, конечно, это не совсем так. Секрет здесь в оригинальной музыке. Она из наших корней, средиземноморская традиция», – поясняет актриса Анжела Гоньялонс.

Исполнительница главной роли – синтетическая актриса с традиционной выучкой – играет на перкуссионном инструменте кахон, поет древнее народное канте хондо. Роль Персефоны она играет на стыке варьете, кабаре, пантомимы. Остается единственным человеческим лицом в окружении масок.

«Музыка в "Персефоне" не прерывается ни на секунду. Когда никто не поет, я играю. Я в этом спектакле мультиинструменталист, все время на сцене», – рассказывает композитор и музыкант Рамон Кальбуч.

Он написал музыку на традиционной основе, но в духе Курта Вайля – соавтора шедевров Бертольда Брехта. Хуан Фонт – конечно, не Брехт. Его не интересует ни политика, ни история – только поэзия мифа. Он магический сюрреалист. Кстати, когда-то водил личное знакомство с Сальвадором Дали. 

«В этом спектакле мне важно было показать смерть со всех сторон: и в ее грубом проявлении, и в комическом, и ее поэзию, тайну – то, что мы обычным взглядом в обычном мире не в силах увидеть», – подчеркивает постановщик Хуан Фонт.

Именно за это стремление превратить невидимое и бессознательное в красочное многофигурное зрелище Валерий Шадрин и выбрал Хуана Фонта с «Комедиантами» в главные герои Чеховского фестиваля этого года. Фестиваль помог постановке состояться. Результатом Валерий Шадрин доволен.

«Получился серьезный разговор и хороший праздник – театр для людей», – полагает генеральный директор Чеховского фестиваля.

Все материалы темы: "Х Чеховский фестиваль">>>