20.07.2011 | 12:04

"Россия ушедшая" – коллекция Алексея Венгерова

Журнал «Наше наследие» представляет в столице фотовыставку «Россия ушедшая». В экспозиции представлены старинные снимки, выполненные профессиональными фотографами на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Их собрал коллекционер Алексей Венгеров. Живые свидетельства частной жизни людей и большой истории народа, чудом уцелевшие в советские годы, бережно сохраненные внимательным и наблюдательным собирателем. Коллекция насчитывает около тысячи снимков, в каждом из которых – мгновения времени, в котором никто из нас не жил, но оно кажется таким знакомым. Рассказывают «Новости культуры»

Элегантные дамы в шляпках, юные гимназистки в форменных платьях, нарядные дети и семейные пары. Их имена уже никому не известны – только лица. С конца XIX века фотография в России стала элементом массовой культуры. Не многие могли позволить себе заказать портрет у художника, а вот в фотоателье шли почти все.

«Меня огорчает, искренне огорчает, как мне кажется, изменившееся выражение лиц, которое наглядно демонстрируется вот этим подбором фотографий, между сегодняшним днем и тем временем, когда эти фотографии делались. Мне кажется, что во взглядах, в буквальном смысле, уменьшилась степень доброты, степень сочувствия», – говорит собиратель Алексей Венгеров.

Эти фотографии называют «кабинетками»: их ставили в рамках на письменных столах. На выставке представлены и оборотные стороны карточек с дарственными надписями.

«На оборотных сторонах фотографий очень часто бывают всяческие владельческие или лирические пометки: "Милой маме от Кати". Это все могло кануть в лету, если бы вы не смотрели на оборотку. Там стоит мастер, там стоит город, где это было», – продолжает Венгеров. 

Для него интерес к старинным фотографиям связан с его главным увлечением – собиранием книг. Одно из уникальных изданий из его коллекции также представлено на выставке. Книга с иллюстрациями Ильи Репина, Константина Маковского и Валентина Серова принадлежала когда-то великой княгине Ольге Константиновне. 

История этого издания тесно переплетается с историей одной фотографии – единственного атрибутированного портрета на выставке. На ней изображена мать Ольги Константиновны, великая княгиня Александра Иосифовна. Интересно и то, что она приходится прапрабабушкой по отцовской линии принцу Уильяму, за свадьбой которого недавно так увлеченно следил весь мир. Это знаменательный пример того, как небольшой кусочек картона может быть вещественным свидетельством связи времен.