20.07.2011 | 12:19

История спасения одного произведения Мартироса Сарьяна

В ереванском Доме-музее Мартироса Сарьяна – выдающегося художника, чье творчество определило искусство Армении ХХ века и вошло в историю русского и мирового искусства, – заканчивается реставрация знаменитого полотна «Персия». Картина, написанная Сарьяном в 1913 году в Москве, после его поездки в Персию, была серьезно повреждена еще при жизни художника. В мастерской лопнули трубы, и горячая вода залила сразу несколько работ. Как удалось спасти знаменитую «Персию» – в репортаже «Новостей культуры».

Лучиана Белиотти летела в Ереван, практически ничего не зная о Сарьяне. Но в его мастерской реставратор из Флоренции так прониклась глубиной и чистотой красок, что почти месяц лечила больную «Персию» по 14 часов в сутки.

«"Персия" написана темперой, но кто-то замазал повреждения маслом, чем еще больше навредил полотну. Так что сначала убирали масляные краски. Все это время мы контактировали с химиками из Флоренции, у картины каждый день обнаруживались новые проблемы», – рассказывает она.

Из пятидесяти работ, с которых когда-то начиналась коллекция, еще совсем недавно в реставрации нуждалась половина. Хотели обратиться в Центр Грабаря, но сначала было дорого, а потом помешал пожар. Сегодня музей даже отказывается от престижных выставок, чтобы не травмировать ветшающие картины.

«Большой восточный натюрморт» Сарьян сам разрезал на куски. В послевоенное время его обвиняли в формализме и приверженности к буржуазному искусству. На клочках холста он собирался писать что-то «более советское». Молодой художник Оник Зардарян спас полотно, склеил, но швы остались.

«Еще при жизни Сарьяна было очень много потерь его работ. Большая часть парижского периода просто уничтожена пламенем. Многие работы погибли от сырости. 1937 год, когда были просто сожжены портреты репрессированных. И в конце жизни Сарьян настолько боялся что-то отправлять на выставки, что говорил: "Хотят видеть мои работы – пусть приезжают в Армению"», – поясняет Рузан Сарьян, директор Дома-музея Сарьяна.

«Женские образы» – новая экспозиция. От портрета матери, которая родила девять детей, до знаменитых и недосягаемых – Анны Ахматовой, Веры Звягинцевой, Майи Плисецкой. И три разных образа внучки Кати. Этот портрет написан взамен другого, сгоревшего на теплоходе в Стамбуле. На том была Катина бабушка с плодами айвы.

«И я дедушке говорю: "Давай мы сделаем композицию такую же, не будем все повторять. Пусть впереди будут фрукты. Необязательно, чтобы это айва была. И еще ты знаешь, дедушка, ты так давно не рисовал египетских масок в портрете". Ведь до определенного года он их использовал», – вспоминает внучка художника Катаринэ Сарьян.

Создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра – в 1921 году Мартирос Сарьян переезжает из России в родную Армению. Но свой дом в Ереване у него появляется не сразу. В 1924 году, после успеха Сарьяна на Венецианской выставке, правительство Армении принимает решение создать благоприятные условия для творчества художника. В доме, спроектированном романтиком Александром Таманяном, со второго этажа мастерской можно увидеть Арарат и купола Святого Зоравора. Именно эту церковь усилиями Сарьяна удастся сохранить в 1930-х годах, когда в Ереване все церкви начнут разрушать. 40 лет художник проживет в этом доме под звоны колоколов. Он доживет до 92 лет. В этом доме останется его последняя работа, и многие ереванцы будут ставить свечку за упокой души художника в церкви Святого Зоравора.