21.02.2014 | 16:58

Отреставрированная карета детей императора Александра II стала частью экспозиции Исторического музея

Отреставрированная карета детей императора Александра II, созданная в 1847 году для будущего императора Александра III и его братьев и сестры, стала частью постоянной экспозиции Государственного Исторического музея (ГИМ). Она была сегодня выставлена в главном здании музея.

"Карета является миниатюрной копией придворных парадных карет-купе середины XIX века, а также полноценным детским экипажем, - рассказал реставратор Александр Козьмин. - Предположительно, она была выполнена к пятилетию великой княжны Александры Александровны, старшей из детей. Позже экипажем пользовались и другие дети, о чем свидетельствуют их вензеля на дверцах и боковых филенках кареты". "Подобные подарки были редки, хотя нам известны "потешные" детские кареты или сани XVII века. Реставрационные работы проходили в 2010 - 2014 годах", - отметил он. Как правило, в такие экипажи запрягали низкорослых лошадей, которых вели под уздцы.
   
Карета из собрания ГИМа снабжена четырьмя застекленными свечными фонарями, рессорами, раскладными подножками и "ухватными" ремнями. Изнутри она богато убрана шелком и бархатом. Изысканная золотисто-серебристо-голубая гамма драпировок выгодно сочетается с синим цветом корпуса кареты - символом ленты Ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской Империи. Сиденья обиты узорными тканями, потолок декорирован вышивкой по муару. Как отметил Козьмин, реставраторам было непросто заменить тканевое убранство кареты из-за ее миниатюрных размеров.
   
Как отмечают кураторы, экипаж для царских детей исполнил "каретный мастер Тимофей Михайлов Орловский с сыном", чьи лавки находились в Москве, о чем говорится в бумажной этикетке, помещенной внутри кузова под обивкой.
   
Этот уникальный экспонат поражает техническим совершенством и удивляет изящной строгостью форм. Как и парадные экипажи для взрослых, пассажиры в детской карете имели прекрасный обзор, который обеспечивался пятью окнами с подъемными фацетными стеклами. Он также украшен геральдическими символами династии - императорскими коронами и накладными золоченными гербами Российской империи и Царства Польского.
   
В 1861 года карета поступила в число экспонатов Придворного Конюшенного музея в Санкт-Петербурге, в 1917-м была эвакуирована в Москву, где помещалась в Нескучном саду, а в 1927 году поступила в Исторический музей.

В собрании ГИМа находятся похожие кареты - коляска Павла I, карета Стрешневых, которые располагаются в постоянной экспозиции. Кроме того, большая коллекция таких карет хранится в Эрмитаже и Оружейной Палате. 
 

ИТАР-ТАСС