21.02.2014 | 10:49

Одноактные оперы Глюка в современной интерпретации представили в столице

Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Так говорил выдающийся австрийский композитор, яркий представитель эпохи барокко Кристоф Глюк. Он вошел в историю как реформатор оперы, превративший оперную сцену в драматическую. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко к творчеству Глюка обратились впервые. Одноактные оперы – «Китаянки» и «Исправившийся пьяница» преобразили в соответствии с современными реалиями. На генеральном прогоне побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Одноактные «безделушки» Глюка – так часто называют эти оперы – вещи малоизвестные даже в Европе. Предназначенную для исполнения на открытой сцене в саду оперную серенаду «Китаянки», и комическую оперу «Исправившийся пьяница» поставили на малой сцене Георгий Исаакян и Анатолий Ледуховский. Вещи разные по почерку, стилю, структуре – но объединненные музыкой Глюка.

Постановщик «Китаянок» Георгий Исаакян, признается: опера, написанная на итальянском триста лет назад в стиле барокко, мало понятна сегодняшнему зрителю. Поэтому историю о девушках с Востока, размышляющих о западном искусстве, режиссер переносит в некое абстрактное пространство. Его героини оживают в картинах Пикассо, Матисса.

«Мы в переводе допускаем вольности с тем, чтобы сегодняшний зритель цеплялся за это с какими-то актуальными событиями последних месяцев, – поясняет Георгий Исаакян. – Комическая опера «Исправившийся пьяница» была написана в 1760-м году во Франции. Там же состоялась премьера. История Лафонтена о муже, которого жена пытается отучить от пьянства – проста и даже примитивна. Но композитор сумел увидеть в ней прекрасную основу для музыкальной комедии. А режиссер Анатолий Ледуховский – добавил собственных красок и гротеска».

«Любая история требует мостика в сегодняшний день, – считает Анатолий Ледуховский. – Если его нет, это все превращается в музей. Поэтому мы попытались столкнуть музыку красивую с таким гротеском, с такой формой, сочетанием цветов контрастных, чтобы на этом что-то высечь».

Мультиинструменталист Петр Айду – специалист по эпохе барокко. Музыку Глюка считает остроумной и мастерски написанной. Но сложной для исполнения на современных инструментах.

«С музыкой, которая написана давно, есть такая проблема, что в реальности мы никогда не слышали, как она звучит, – поясняет Петр Айду. – Поэтому можно и нужно что-то делать, потому что неизвестно, что с ней на самом деле должно происходить».

Айду записал увертюру к «Китаянкам» на компьютере и аранжировал в стиле техно. А вступление к опере «Исправившийся пьяница» исполнил… на бутылках.

Оригинальное прочтение Глюка современными постановщиками наверняка привлечет внимание не только к личности незаслуженно забытого композитора, но и поможет зрителям лучше понять музыку эпохи барокко.

Новости культуры