20.02.2014 | 19:07

В Петербурге открылась выставка произведений Андрея Мыльникова

Андрей Мыльников воплощал в себе качества почти несовместимые. Монументалист - романтик, приверженец традиций - при этом создавший символический образ Ленина. За долгую жизнь художник работал в разных жанрах - был мастером пейзажей, портретов, мозаичных панно, экспериментировал с декоративно-прикладным искусством. Репортаж Юлии Демидовой с выставки «Андрей Мыльников. Известный и неизвестный», которая открылась в Петербурге. Рассказывают «Новости культуры».

В 1961 году съезд КПСС провозгласил – через 20 лет советский народ будет жить при коммунизме. Лозунг звучал в построенном на месте Оружейной палаты Дворце съездов, под портретом Ленина. Занавес – металлический, портрет выполнен в сложной технике чеканки по латуни. Рисунок доведен до совершенства. Автор – ленинградский художник Андрей Мыльников.

Интересно, что Андрей Мыльников был вообще против строительства Кремлевского Дворца съездов. Но когда его попросили принять участие в разработке железного занавеса, отказать не смог. К заказу партии художник подошел творчески. Он создал абсолютно новый необычный образ вождя – в профиль.

Позже художник повторит этот монументальный образ, но уже в более утонченной технике флорентийской мозаики. Выразительный профиль, придуманный Мыльниковым, разошелся миллионными тиражами: его печатали на значках и открытках, вышивали на знаменах и рисовали на похвальных листах. За символ социалистической эпохи художник получил свой первый орден – Знак почета. Потом будут орден Ленина, звание Героя труда, Государственная премия… Но юбилейная выставка позволяет заглянуть в самое начало этой блистательной карьеры – в 1946 год. Вот эскиз к картине «Клятва балтийцев», которая сразу выделила выпускника Академии художеств. Во время обсуждения дипломной работы Игорь Грабарь восторженно сравнил своего ученика Мыльникова со своим учителем – Репиным.

«Он сказал, что сто лет назад в Академии художеств Илья Репин защищал свой диплом "Воскрешение дочери Иаира", и вот прошло сто лет, и родился художник такого же масштаба, – рассказывает дочь художника Вера Мыльникова. – Это речь была напечатана во всех газетах, и папа проснулся знаменитым».

Мыльникову поручают важные и большие задания. Он монументалист не только по диплому – по призванию. Его работы – это мозаики в кинотеатрах, в Театре юных зрителей и на станциях метро. На «Владимирской», рядом с Кузнечным рынком – панно «Изобилие». Послевоенный оптимизм многонационального народа. Но никогда – даже в яркой толпе – у Мыльникова не теряется отдельный человек. Личность, в которой парадоксальным образом соединяются радость и трагедия, убежденность и сомнения. Обласканный властью Мыльников много раз отвечал «нет» на предложение вступить в партию.

«Он отказывался, – говорит Вера Мыльникова. – Дело в том, что его отец был расстрелян. И он всегда это знал, и это не потому что он с кем то спорил, что-то доказывал, Он знал, что не может быть членом той партии, которая расстреляла его отца».

Над своим знаменитым «Испанским триптихом» Мыльников работал несколько лет, пробовал разные варианты композиции. Центральная часть – «Распятие» – о вечности добра и зла и непобедимости жизни.

А вот – последняя работа, законченная незадолго до смерти – в 2012 году. Называется «Плач». «Произведение чаще всего рождается в муках, но, родившись, оно может иметь очень долгую жизнь», – говорил художник. Его произведения – это не только панно и картины, но и ученики. Мыльников много лет руководил мастерской монументальной живописи.

«Он был очень требователен к своим ученикам, – отмечает директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. – Я вот проходил не так давно по музеям Китая. Школу Мыльникова сразу узнаешь, потому что я учился в Академии, когда он преподавал. Его мастерская одна из лучших».

Логично, что на юбилейной выставке – рядом с картинами мастера – копии древних фресок из российских храмов и монастырей, выполненные студентами мастерской Мыльникова. А когда тогдашние студенты, а ныне известные художники встречаются, то снова и снова обсуждают идею создания в Петербурге музея своего учителя.

Новости культуры