19.02.2014 | 13:31

Музей архитектуры имени Щусева отмечает 80-летие

В этом году отмечает 80-летие Музей архитектуры имени Щусева, обладатель крупнейшей и ценнейшей коллекции, на долю которой выпало немало испытаний. В 1991-м году, после возвращения Донского монастыря церкви, экспонаты, которые в нём размещались, были срочно перемещены на улицу Воздвиженка в помещения для них неприспособленные. Пространство музея «усохло» на тысячи квадратных метров. И дефицит пространства был не единственной его проблемой. Но не даром его сфера – архитектура, то есть созидание. Музей живёт с надеждой. Рассказывают «Новости культуры». 

Музей архитектуры, в котором за восемь десятилетий ни разу не проводили капитального ремонта, пытается быть модным и современным почти исключительно за счет интеллектуальной составляющей. В канун юбилея здесь презентуют порядка 10-ти проектов, связанных с нашей историей и современностью. Все актуальные, интересные, амбициозные, однако не требующие больших финансовых затрат. Уже сегодня готовятся к выставкам об архитектуре олимпийского строительства в Сочи, конкурсном проектировании в СССР в 1920-60-е годы, и рождении города Тольятти. В планах – долгожданное открытие филиала - музея Константина и Виктора Мельниковых в знаменитом Доме Мельникова.

«Музей архитектуры становится все ближе к замыслу его основателя, выдающегося архитектора Алексея Щусева. Он адресовал этот музей не только и не столько специалистам, а всем людям. Это некая просветительская площадка, где всем желающим, всему населению, будет предъявлено не только великое архитектурное прошлое страны, но и модели ее будущего развития», - отметила директор МУАР Ирина Коробьина.

В аптекарском дворике выставили забытые и почти утраченные в 20-х годах прошлого века сакральные деревянные скульптуры. Сегодня об их существовании почти не помнят. Хотя в православных храмах на иконостасе или вблизи него они были повсеместно. Особенно с XVIII века, когда из них составляли целые барочные ансамбли.

«Нет такого самого маленького краеведческого музея, который не хранил бы скульптуру. Это говорит о многом – это говорит о широте распространения и о том, что нам предстоит потрясающее культурное открытие, если все-таки это начнут выставлять так, как сейчас», - сказала куратор выставки Мария Бурганова.

Часто русские мастера, особенно в глубинке, делали святых «на свой вкус», как умели, не сомневаясь, что сделанная работа обязательно будет хороша.

«Если мы обойдем эти статуи – вы удивитесь, что сзади. Сзади – посмотрите, как он делал статую, как он делал лодку топором. Вот он взял ствол, вынул середину и создал статую абсолютно теми же методами, как он строил дом, как он делал предметы быта, мебель, лодку», - объясняет куратор выставки Мария Бурганова.

Некоторые скульптуры здесь случайно, через десятки или даже сотни лет встретились с проектами иконостасов или архивными фотографиями тех пространств, где они когда-то находились. И теперь, разглядывая часть в объеме и наброски целого на плоскости, возможно, фантазировать, как выглядело Царствие Небесное по замыслам старинных мастеров.
 

Новости культуры