19.02.2014 | 10:42

Владимир Атлантов отмечает юбилей

Имя Владимира Атлантова ставят в один ряд с лучшими тенорами мира – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Владимир Атлантов завоевал немало титулов и наград. Поклонники и даже коллеги называют его обладателем золотого голоса. Сам он к своей профессии относится ответственно и говорит, что быть оперным певцом – это определенный стиль жизни. Сегодня народный артист СССР Владимир Атлантов принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры».

Его голос по мощи сравнивали с вокалом великого Карузо, а по красоте звучания с тенором Марио Ланца. Сам Владимир Атлантов говорит, что никогда не стремился никому подражать.

Опера у Атлантова в крови – его родители пели в Мариинском – в те годы Кировском – театре. Эта сцена стала и его главной любовью. Признается, до сих пор видит во сне лепнину и занавес Мариинки. Здесь совершались первые ошибки и сбывались мечты – партии Ленского в «Онегине», Альваро в «Силе судьбы», Германа в «Пиковой даме» – ее критики назовут коронной.

Билет в Большой певцу принесла победа на конкурсе Чайковского в 66-м. Специальным приказом он был переведен на главную сцену страны. Вскоре у входа в театр уже спрашивали «лишние билетики на Атлантова», а за кулисами – стояла очередь из примадонн, мечтавших петь вместе с ним.

«Все женщины были влюблены в Володьку, – вспоминает народная артистка СССР Елена Образцова, – он был очень хорош, обладал шармом. Он беспредельно талантлив, такие голоса, как у него, рождаются раз в сто лет, я так думаю. Володя – очень хороший партнер».

За 20 лет в Большом – 18 партий: трагический Хозе и лирический Альфред, экспрессивный Дон Жуан и героический Садко. Виртуозность и мастерство Атлантова признавали даже конкуренты – среди них Владислав Пьявко.

«Мы с Володей были соперники очень хорошие, искрились, – рассказывает народный артист СССР Владислав Пьявко. – Есть такая опера Доницетти – «Капулетти и Мантекки» – там Тибальт и Ромео. Я Володе говорю: “Давай, сделаем так: один вечер – ты Ромео, я – Тибальт, в другой вечер – наоборот”. Партия очень благодарная, но, к сожалению, так и не получилось».

В конце 80-х новый поворот в судьбе – Атлантов покидает Россию, чтобы обосноваться в Австрии. Калейдоскоп премьер: каждый год на него ставят по 3-4 спектакля, а лучшие театры мира – Венская опера, Ла Скала, Ковент-Гарден – встречают овациями.

В зените славы, в 57 лет, Атлантов неожиданно оставил сцену. Говорит, ему нравится старинный японский обычай, согласно которому, люди искусства, закончив карьеру, меняют фамилию и уезжают в места, где их никто не знает. Впрочем, артист немного лукавит – в его жизни по-прежнему есть место музыке.

«Музыка, если она входит, она уже не оставляет человека, – считает Владимир Атлантов. – Если есть то основание, где она может расти и развиваться, если она – желанная гостья во всей жизни, то ты из музыки просто не выходишь».
Владимира Атлантова можно встретить в жюри музыкальных конкурсов, на мастер-классах для молодых вокалистов он – частый гость. Артист признается, хотел бы поставить как режиссер несколько опер – те, в которых сам блистал сотни раз, — «Отелло», «Кармен» и «Пиковую даму».

К юбилею Владимира Атлантова смотрите сегодня на нашем канале в 20.40 документальный фильм «Две жизни». А в воскресенье, 23 февраля, не пропустите показ оперы «Пиковая дама» из цикла «Шедевры мирового музыкального театра». Опера, в которой Атлантов исполнил партию Германа, выйдет в эфир в 22.20.

Новости культуры