21.07.2011 | 11:10

Большой завершает сезон современной хореографией

Этот балетный сезон Большого критики называют «беспрецедентным». Обратившись к авангардной хореографии позже коллег, главный театр страны берет реванш. Стартовав с громкой премьеры Прельжокажа и успешно освоив стиль Форсайта, под занавес сезона Большой театр представляет сразу два балета, ставших знаковыми в истории современного танца. «Симфония псалмов» Иржи Килиана уже вошла в энциклопедии. «Chroma» Уэйна МакГрегора - образец «балетных технологий» XXI века. Рассказывают «Новости культуры».

В Большом не скрывают: приезда Уэйна МакГрегора – хореографа-резидента Королевского балета, первого в истории Ковент-Гардена приглашенного авангардиста – боялись. В балетном мире за ним давно закрепилась слава жесткого и требовательного профессионала. К тому же, с такой сложной пластикой танцовщикам, воспитанным в лучших традициях классического балета, работать еще не приходилось. МакГрегор на первой же репетиции задал высокую планку – сам показал, как нужно управлять своим телом.
Ведущая солистка балетной труппы Большого театра Екатерина Шипулина признает, что это непросто: «Когда он начинает двигаться, ощущение, что у человека, во-первых, нет ни позвоночника, ни костей, ни суставов – ничего. Это феноменально, я такого еще не видела. Повторить и скопировать в точности это невозможно, но мы должны приблизиться этому».

МакГрегору чужды классические каноны, от танцовщиков он ждет «пластики насекомых». У зрителя, по его словам, обязательно должно возникнуть ощущение, что на сцене происходит что-то нереальное. В своей работе МакГрегор опирается не только на большой хореографический опыт, но и на научные знания, полученные на факультете экспериментальной психологии в Кэмбридже. «Мне всегда было интересно, как у нас в голове созревает определенная мысль, какой путь она проходит для того, чтобы позже трансформироваться в то или иное движение тела, – говорит хореограф. – Да и в работе с артистами мне всегда помогают мои знания по психологии – мне достаточно бросить на танцовщика один взгляд, чтобы понять, в каком он настроении пришел на репетицию и что за день мне предстоит».

«Хрому» МакГрегор ставил на главных мировых сценах, получил за нее три высшие театральные награды Великобритании. Хореограф отмечает: танцовщики Большого привнесли в его одноактный балет какой-то особый драматизм. Сами исполнители главных партий в «Хроме» этот новый для себя опыт называют экспериментом.

Солист балетной труппы Большого театра Артем Овчаренко говорит: «Тебя привыкли видеть в другом амплуа, и то, что ты можешь так двигаться, для кого-то шок, кому-то это нравится, кому-то не нравится, но это необычно».

В этот вечер танцовщикам предстоит станцевать «Хрому» босиком, затем надеть пуанты для «Рубинов» Баланчина и вновь отказаться от них в балете Иржи Килиана. «Симфония псалмов» – это тоже современная хореография, но абсолютно иная. Если МакГрегор дает танцорам полную свободу интерпретации движений, то у Килиана есть основная идея, которой необходимо следовать.

Художник-постановщик Уильям Катц поясняет: «Это спектакль о жизни и смерти. Он вне времени. Это бессюжетная постановка, в ней нет четкой фабулы, я бы назвал ее пластической медитацией. Для понимания смысла, постижения основной идеи здесь очень важны музыка и декорации».

Сотканные вручную ковры, купленные в разных странах, привезенные в Москву специально для этой премьеры, тоже несут смысловую нагрузку.
Балерина Дарья Хохлова поясняет: «В этом спектакле Иржи Килиан говорил, что все мы – нити ковра, то есть все мы – нити мысли хореографа, без одного человека рисунок будет не тот, все расплывется. А все вместе мы создаем рисунок, но каждый уникален, как каждая нить».

Когда-то в 70-х помощник Иржи Килиана увидел один из этих ковров на рынке. Он-то подсказал идею спектакля. Идея в итоге выросла в главный балет Килиана, точку отсчета его успешной карьеры.

Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин надеется, что «Симфония псалмов» - не последний опыт работы с хореографом: «Классика современной хореографии - Иржи Килиан. Сегодня он один из самых интересных хореографов, которых мы можем танцевать на сцене Большого театра. Мне бы очень хотелось, чтобы мы продолжили это сотрудничество, чтобы у нас был полный вечер балетов Килиана».
Вечер балетов Килиана – пока только мечты. А вот новый проект с Уэйном МакГрегором – реальность. В театре только и разговоров, что о «Весне священной». Этот спектакль британский хореограф решил поставить специально под танцовщиков Большого.