19.02.2014 | 09:59

В Мультимедиа Арт Музее открылась Х Фотобиеннале

Как известно, за фотоискусство в нашей стране в общем и целом отвечает Мультимедиа Арт Музей, который вырос из Московского Дома Фотографии. Здесь и открылась очередная, Десятая Фотобиеннале, месяц фотографии. Основные темы этого года - «Великобритания в фокусе», «Звёздное небо» и «Сила визуального искусства». К Великобритании повышенное внимание, потому что нынешний год – перекрёстный, Россия – Великобритания. А что касается силы визуального искусства – то здесь она в каждом снимке. На выставках только лучшие образцы мировой фотографии, и авторы исключительно из числа вошедших в историю. Рассказывают «Новости культуры».

Творчество Эрвина Блюменфельда неразрывно связано с историей первой половины ХХ века. Родившийся в 1887 году, в семье немецких евреев, он оказался в эпицентре мировых войн. Его самая известная работа – «Лицо Тирании» – оказалась пророческой. Портрет Гитлера, с наложенным поверх него изображением черепа появился, когда диктатор только пришел к власти. Слава и успех к Блюменфельду пришли уже после войны – в Нью-Йорке, где он посвятил себя фешн-фотографии. Законы, изобретенные им 70 лет назад, до сих пор действуют в мире глянца.

«Я думаю, он был тем, кто превратил фешн-фотографию в искусство, – говорит куратор выставки Утэ Эскильльдсен – Это было авангардом в то время. Его эксперименты с цветом сродни миру авангарда. И это инновация. Я до сих пор вижу в работах современных фотографов многое, что заимствовано из его снимков».

Снимки Блюменфельда – результат многочасовых студийных сессий, а вот среди работ Гарри Виногранда нет ни одной постановочной фотографии. Его объектив запечатлел Америку 60-х – время хиппи, сексуальной революции и борьбы за равенство полов. Женщины, которых он снимал на улицах, без предупреждения – стали образцом новой, естественной красоты. Нынешняя владелица коллекции Лола Гарридо, признается – одной из героинь этих снимков вполне могла оказаться она сама.

«В моей коллекции только те фотографии, которые важны лично для меня, – поясняет Лола Гарридо. – Моя молодость пришлась как раз на то время, когда творил Гарри Виногранд, и я сама была частью тех процессов, которые тогда происходили в обществе».

«Другой Лондон» – фоторепортаж о жизни города за 60 лет – с середины 20-х до конца 80-х годов. Двухэтажные автобусы, джентльмены в котелках, и конечно – знаменитый туман над Темзой. Такой видели столицу Британии лучшие фотографы 20 века небританского происхождения. Среди них – Анри Картье-Брессон – отец репортажной фотографии. Французский журнал отправил его снимать коронацию Георга шестого. Монарха он так и не сфотографировал – гораздо интереснее фотографу показались простые лондонцы, замершие в ожидании коронации.

«Это выставка с одной стороны – хронологическая, затрагивает все сферы жизни Лондона, – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Это выставка, на которой любители фотографии могут провести часы, потому что это не только лучшие имена мировой фотографии, но и лучшие образы».

Коллекция «Другой Лондон» из Британской галереи Тейт задает английскую тему, которая станет лейтмотивом десятого Фотобиеннале. В программе – несколько выставок современных британских фотохудожников, а закроет сезон серия снимков одного из немногих фотографов-женщин – Маргарет Камерон.

Новости культуры