18.02.2014 | 10:53

В Москве открылась выставка "Василий Маслов. Авангард Трудкоммуны"

Работы Василия Маслова профессионалы и критики первой половины прошлого столетия считали прорывом, сравнивали с лучшими примерами «революционной» живописи Европы. А потом - забыли почти на целый век. Выставка работ художника-конструктивиста, открывшаяся в Москве, в Еврейском музее и Центре толерантности – первая с 1937-го года. Поводом воскресить незаслуженно забытое имя стала удивительная находка. В подмосковном Королёве при сносе здания Болшевской трудовой коммуны были обнаружены настенные росписи Василия Маслова. Рассказывают «Новости культуры».

Футуристический индустриальный пейзаж – баржи, паровозы, мосты, плотины электростанций. Город – утопия. Рядом – огромная фигура Ленина, указывает путь в светлое будущее. Авангардная настенная роспись, достойная лучших музеев мира – так отзываются об этой работе искусствоведы сейчас. Однако эти символы технического прогресса были скрыты в стенах дома Стройбюро Болшевской трудовой коммуны. Их удалось обнаружить случайно, спустя почти 80 лет.

«Туда зашел волонтер Евгений Рыбак, чтобы просто отснять интерьеры и 2 ноября прошлого года под обоями он увидел, что там какая-то живопись, – рассказывает куратор выставки Александра Селиванова. – Вот так из-под толстого слоя обоев и мутного клея вышло из тени и имя автора фрески – репрессированного художника Василия Маслова. Находка произвела сенсацию. Считалось чудом, что стена с росписью устояла до сих пор. До того, как дом Стройбюро начали сносить, он горел восемь раз. Его тушили, неоднократно делали ремонт. Позже выяснилось, это удача не локального масштаба».

«Это памятник исторически уникальный, – уточняет старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Надежда Плунгян. – Такого типа росписи у нас, на территории бывшего Советского Союза практически нет, сохранившихся. Есть эскизы, воспоминания».

Рисовал на стенах – не от скуки и злости. Воспитанник Болшевской трудовой коммуны, бывший беспризорник Василий Маслов пытался с помощью росписей воодушевить своих товарищей на труд и самосовершенствование. Ведь здесь в трудкоммуне НКВД №1 проводили уникальный социальный эксперимент по перевоспитанию трудных подростков 20-х годов – без колючей проволоки и строгой охраны.

После драмы подмосковной находки уникальный памятник конструктивизма – здание Стройбюро, наконец, взяли под охрану государства. Там планируют открыть музей. Однако сейчас под руинами остались еще два монументальных панно художника.

«Конечно, пострадала, она шелушилась, бесследно не могла пройти, но что-то осталось, – говорит реставратор, искусствовед Константин Маслов. – Настоящее признание график и живописец Василий Маслов получает в 37-м году. Тогда же его обвиняют в политическом заговоре против Сталина и расстреливают. Ему был всего 31 год. Наследие отца его дочь десятилетиями хранила в шкафу».

«Я думала, это просто черновики и вдруг все ожило, – рассказывает дочь Василия Маслова Наталья Маслова. – Никому никогда не были нужны. Сколько мы таскали их с военных лет. Я иногда их просматривала».

Большая часть работ Василия Маслова не сохранилась. Поэтому на выставке их не так много. Рисунки по воспоминаниям о портовой жизни времен НЭПа, портреты, зарисовки, эскизы к монументальной живописи, журнальная графика – здесь все, что было забыто. Выставка «Василий Маслов. Авангард Трудкоммуны» – попытка не дать имени забытого художника вновь кануть в небытие.

Новости культуры