11.09.2012 | 19:58

В столице обсуждали судьбу "Ленфильма"

В Москве сегодня прошли общественные слушания, на которых обсуждалась судьба «Ленфильма». Старейшая отечественная киностудия находится в плачевном состоянии – фактически, на грани разорения. Такое положение дел сохраняется уже не первый год. Еще в 2004 «Ленфильм» был преобразован в Акционерное общество, когда разделили фабрику и права на ее фильмы. Это, конечно, сказалось на доходах студии. Ну а общий кризис в киноиндустрии только усугубил дело. На сегодняшнем совещании было представлено две концепции выхода из кризиса. Их озвучили совет директоров киностудии и общественный совет. Рассказывают «Новости культуры».

Когда под мощным «Медным всадником» – эмблемой киностудии – встретились представители только двух сторон, точнее двух советов – директоров и общественного, недоумения уже не было. Еще в конце прошлой недели из команды спасателей «Ленфильма» выбыл третий – АФК «Система», которая, предположив, что «Ленфильм» станет акционерным обществом и вольется в крупный холдинг, отозвала свои предложения по созданию государственно-частного партнерства. Как заверили ее представители, проекты по переустройству вызвали сильное сопротивление, взаимопонимания не нашли. На спасение «Ленфильма» теперь отведено только две концепции, а спасать действительно нужно многое.

«Так, за 2011 год с киностудии взыскано почти пять миллионов рублей, за 2012 год принято решение о взыскании около 20 миллионов рублей. На стадии рассмотрения находятся дела на общую сумму около 16 миллионов рублей», – говорит Андрей Аристархов.

За полтора последних года выручка от профильной деятельности составила 43 миллиона рублей. Это в два раза меньше, чем выручка от деятельности непрофильной – только аренда «Ленфильму» принесла 81 миллион. Старое оборудование, 23 работающих гримерных из 46, отсутствие горячего водоснабжения, многие помещения не отапливаются. 7 миллионов рублей «Ленфильму» нужны уже сейчас – просто чтобы подготовиться к зиме. Как вывести студию из кризиса? Первым говорит Александр Сокуров и тут же предлагает радикальный вариант: «Нам нужно пересмотреть полностью состав совета директоров. Совет директоров должен быть полностью, на мой взгляд, обновлен, чтобы мы могли с чистого листа начинать все необходимые работы». 

Главным департаментом киностудии, по мнению Сокурова, должен стать департамент национального кино, специализацией – дебютные фильмы. Андрей Сигле, продюсер фильмов Сокурова, представляющий концепцию общественного совета, сразу добавляет: необходимо производство детских фильмов и – самое главное – того, чем всегда была знаменита ленинградская школа, – авторское интеллектуальное кино. 

«Мы понимаем, что уровень нашей киностудии даже после модернизации не позволит нам снимать блокбастеры, многомиллиардные фильмы, мы это понимаем. Поэтому есть вполне определенная ниша, которую мы бы хотели занять», – поясняет он.

Концепция общественного совета потребует двух миллиардов рублей. Это, как просит уточнить Сигле, кредит коммерческий. Проект совета директоров также не намерен обременять федеральный бюджет. Он предполагает вложения в размере полутора миллиардов. Ректор ВГИКа Владимир Малышев тут не выдерживает. 

«Две концепции говорят о возрождении "Ленфильма". Поверьте моему опыту: ни за полтора, ни за два миллиарда студию не восстановите. Просто продлите ее агонию. Или надо говорить серьезно, а это и в 10, и в 20, и в сто раз больше денег, и денег придется просить у государства», – заверяет Владимир Малышев.

Федор Бонадрчук не согласится. Говорит – суммы абсолютно реальны. Вспомнит, как на съемках «Белой гвардии» на «Ленфильме» чуть было не провалился под пол – помещения разваливаются. Между тем, Эдуард Пичугин, председатель совета директоров, показывает на экране совсем другую картинку. Студия мощная, красивая. Сергей Снежкин говорит, как этого добиться. 

«Наши задачи – преодолеть финансовые, произодственные, кадровые кризисы "Ленфильма", восстановить прежние и сформировать новые производственные функции, осуществить ребрендинг киностудии, создать новый образ киностудии в России и на международном урвоне», – поясняет он.

Обе концепции предполагают кредиты и доходы от получения прав на «Золотую коллекцию». Правда, эти права – один из самых сложных вопросов. Задачи тоже одинаковые – вывести «Ленфильм» в лидеры, сделать одной из мощных студий в стране, а, учитывая потенциал Санкт-Петербурга, и вовсе в Европе.

«Если совет директоров под руководством Пичугина подтвердит то, о чем говорилось в беседах, – курс на обновление отрасли и возможность для кадрового роста, то мне кажется более проработаной концепция совета директоров. Если верить тому, что написано», – замечает Алексей Герман-младший.

«Проджвижение проекта предполагает умение упаковывать материал определенным образом. И кто владеет тут большим мастерством, даже если содержание того, что он упаковывает, не очень хорошо, но выглядит это хорошо», – говорит Константин Лопушанский.

Через два часа обсуждений итог подводит министр культуры. Потенциал «Ленфильма» должен не просто быть сохранен, ему необходимо развиваться. К единому решению сегодня, конечно, так и не пришли – на это и не надеялись. Но самого этого формата так долго ждали – о судьбе знаменитой студии наконец-то говорят открыто. 

Читайте также:
Александр Сокуров: "Киностудия "Ленфильм" должна стать производственно-образовательным центром"

Мединский: "Обсуждение концепции развития "Ленфильма" должно быть открытым"