21.07.2011 | 12:22

Константин Зефиров и его "созерцание великой жизни природы"

Государственная Третьяковская галерея продолжает открывать широкой публике искусство мастеров не очень известных, но очень талантливых и самобытных, обладавших собственной художественной индивидуальностью, тех, без кого представление об искусстве прошлого столетия было бы неполным. Один из таких художников – Константин Клавдианович Зефиров. Выставка его произведений в Третьяковке посвящена 130-летию со дня рождения мастера. Рассказывают «Новости культуры».

Все умрут, а искусство останется. Так можно трактовать одну из самых известных картин Константина Зефирова, художника, который именно искусством оправдывал суетность бытия. Он родился в семье священника, учился на семинариста, потом на ветеринара, но стал живописцем. Во время учебы на ветеринарном факультете харьковского университета, он увлекся революцией. В 1906 году, скрываясь от политических преследований, уехал из России в Германию, где поступил в частную студию к знаменитому Шимону Холлоши.

«У него были проблемы с властями, - рассказывает куратор выставки Татьяна Вендельштейн, - это была эмиграция временная, это был побег из общества в Мюнхен». В Мюнхене в то время царила атмосфера всеобщего увлечения искусством. Молодежь приезжала туда со всей Европы, чтобы поступить в одну из частных художественных студий. Именно тогда Константин Зефиров научился тому, что сам позднее назовет «созерцанием великой жизни природы».

«Я бы назвала, - продолжает Татьяна Вендельштейн, - это такой своеобразный бидермайер ХХ века. Частная жизнь, личная жизнь, жизнь семьи - такое писание жизни вокруг себя, вот чему он себя посвятил». Это в годы, которые непосредственно предшествовали революции, уничтожившей и раздавившей все частное, все личное. Несмотря на то, что Зефиров писал и на революционные темы, он до конца жизни не забыл того, чему его учили на семинарской скамье. Ключевым этапом его творчества стало участие в деятельности общества «Маковец». Название придумал священник Павел Флоренский, а главными идеями общества было как раз то, к чему всегда стремился художник, – ответить при помощи искусства на вечные вопросы бытия.