14.02.2014 | 11:30

Исполняется 65 лет со дня рождения Николая Еременко

Николай Ерёменко-младший – признанный символ мужественности, первый, кого вспоминали при словах «герой-любовник», когда речь шла об отечественных картинах. В отличие от многих других коллег-артистов, внешности и популярности своей не стеснялся. И открыто говорил: «Человек просто обязан себя любить, а иначе он ничего не достигнет в жизни». Каждая работа в кино только добавляла актёру популярности. Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения народного артиста России Николая Ерёменко. Рассказывают «Новости культуры».

«Артист» – это прозвище за Николаем Еременко закрепилось еще в детстве. Сын известных актеров – Николая Еременко и Галины Орловой, он с юных лет проводил за кулисами больше времени, чем дома. Твердо решил, что свяжет жизнь с кинематографом, после выхода ленты Сергея Герасимова «Люди и звери», где главную роль сыграл Еременко-старший. Правда, поступив именно на курс Герасимова – тот самый, знаменитый, где учились четыре Наташи – Гвоздикова, Аринбасарова, Бондарчук, Белохвостикова, Николай Еременко прилежностью в учебе, мягко говоря, не отличался. Зато на съемочной площадке ему не было равных.

«Его очень любил Герасимов, – вспоминает Наталья Белохвостикова. – Я думаю, что он его был любимым учеником, в нем он видел свое продолжение, угадывал какие-то похожести. Коля очень многое мог, и он играл и оперетту и комедию, играл и трагедию играл драму, играл стариков в свои 18-19 лет. Ему очень многое было дано, он был актер широкого диапазона, Герасимов это видел».

Все роли Еременко играл так, как учил мастер. Ничего не делал в проброс. Каждая роль была ступенью – чтобы подняться еще выше и стать еще лучше в профессии.

Дипломная работа курса «Красное и черное» по Стендалю, где Еременко сыграл главную роль, позже Герасимовым будет экранизирована с теми же актерами. Позже Еременко не раз признавался, «Красное и черное» - его любимый фильм, в котором ему удалось воплотить идеальный образ героя-любовника.

«К моменту, когда я играла мадам Реналь, была младше Еременко на два года, а наоборот получилось, ведь мадам Реналь должна быть старше, причем намного старше, не имело значения, имело значение, как сыграть эту любовь, как сыграть эти сцены поэтому Коля – он идеальный Сорель», – говорит Наталья Бондарчук.

Еременко старался быть идеальным в любом амплуа. Лидер проката 1980 года, первый советский боевик, как тогда критики назвали фильм «Пираты ХХ века», добавил к многомиллионной армии поклонниц артиста и мужскую аудиторию. В этой ленте Еременко выполнял все трюки сам – без дублеров. Журнал «Советский экран» в 81-м назвал его лучшим актером года.

В каждой новой работе Николай Еременко избегал освоенных приемов, не давал поводов режиссерам эксплуатировать уже найденный образ. Более полусотни ролей в кино. Каждая – событие для зрителей. «31 июня», «Юность Петра», «В поисках капитана Гранта», «Царская охота». И лишь одна режиссерская работа «Сын за отца», где отец и сын вместе на экране.

«Он взрослее, мудрее становился, мощнее, потому что в нем очень всего было много, – говорит Наталья Белохвостикова. – В нем была такая платформа такой заряд энергии таланта, что он распространял вокруг себя очень щедро».

Он ушел из жизни неожиданно, на пике популярности, которая сопровождала его всю жизнь.

К 65-летию со дня рождения Николая Ерёменко смотрите сегодня в 20.00 документальный фильм из цикла «Острова».

Новости культуры