13.02.2014 | 15:01

70 лет со дня рождения кинорежиссера-документалиста Елены Саканян

«Чтобы стать учёным, нужно иметь ген беспокойства», - уверял учеников генетик Николай Вавилов. У режиссера- документалиста Елены Саканян такой ген, конечно, был. А ученые-генетики были главными героями ее фильмов. Она была бескомпромиссна, стараясь рассказать правду, потому что по-другому не могла. Сегодня – 70 лет со дня рождения Елены Саканян. Рассказывают «Новости культуры». 

Из Еревана в Москву, из биолога в режиссеры. Елена Саканян, Нелечка, как называли ее друзья, прошла весь этот путь. И всегда, как тень, где-то рядом, на метафизическом уровне, с ней шел репрессированный генетик Николай Тимофеев – Ресовский. Делом всей своей жизни она считала его реабилитацию. С первого дня знакомства – на лекции. Об этой встрече она потом часто рассказывала.

«Его свобода, способ изложения материала, его голос, его вид необычайный настолько на нее подействовал, что она, во-первых, решила специализироваться на генетике, а во-вторых, потом поступила на режиссерские курсы во ВГИК и окончила их с красным дипломом», - рассказывает научный сотрудник Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН Татьяна Авруцкая.

С Татьяной Авруцкой Елена Саканян работала над картиной об Иосифе Рапопорте. Это одна из последних работ режиссера. К тому времени ее уже считали популяризатором генетики, которая долгое время была под запретом. Первый большой фильм Саканян «Кто разбудит аксолотля» - самое интересное в те годы обсуждение проблем эволюции. Тимофеев-Ресовский появился уже в этой ленте – с громким признанием - перед смертью даже ученые понимают, что ничего не знают.

Считалось, что Тимофеев-Ресовский – изменник родины, совершенствует военную мощь фашистской Германии. Неля верила в обратное, и в этом убедила звукорежиссера Наталью Рогинскую. Почти 10 лет они работали над трилогией о Зубре – так называли ученого, пытаясь оправдать ученого. Первый фильм «Рядом с зубром» на экраны не выходил долго.

«Вы не представляете, что она выдерживала – какой ужас, какое давление. Давление и властей. Тогда было КГБ. Я думаю, что ей доставалось очень здорово со всех сторон. И звонили, и угрожали. Бог знает вообще, что было, а потом просто не пускали картину, не показывали», - отмечает звукорежиссер Наталья Рогинская.

Этот период Саканян выдержала стойко. Сняла еще два фильма: «Охота на зубра» и «Герои и предатели». Уверяла, что чувствует свое предназначение – говорить правду. О силе ее духа знает режиссер Борис Загряжский – они вместе учились во ВГИКе, и спустя 20 лет там же набрали мастерскую режиссеров научного кино.

«Она брала от мира намного больше, чем мир брал от нее. Вот так мне казалось всегда. Я на нее иной раз глядел, и я пытался чаще слушать, чем даже говорить на этих лекциях»,- признается заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Борис Загряжский.

Вокруг нее всегда были люди – и все неравнодушные. Она была резковата – сказывался ее армянский темперамент, и обаятельна. Никто по-настоящему не понимал, что она снимает – каждый ее фильм – жанровая революция.

«Земля неизвестная» - о загадках вселенной. В картине снималась вся съемочная группа. «Путешествие с двойником» и «Доски судьбы» - о Велимире Хлебникове и его тайных знаниях. Но главной тайной Нели и формулой ее жизни так и осталась правда и любовь - вера в Тимофеева-Ресовского. О нем она сняла еще один фильм «Любовь и защита». И эту картину хотели уничтожить.

«Неля всегда говорила: "Я не смогу, у меня просто инфаркт будет, я не выдержу этой ситуации"», - говорит звукорежиссер Наталья Рогинская.

Картину удалось спасти. Режиссера – нет. Эта рана не зажила, инфаркт случился. Она предчувствовала свою смерть. Но была спокойна – ученого реабилитировали и за это сказали «спасибо» Неле.

К 70-летию со дня рождения Елены Саканян смотрите сегодня и завтра на нашем канале в 15:10 продолжение её документальной трилогии о Николае Тимофееве-Ресовском. И сегодня же, не пропустите программу из цикла «Острова»  - она выйдет в эфир в 16:05.
 

Новости культуры