22.07.2011 | 11:11

ЦЕХовые импровизации

 В Москве продолжает работу Летняя школа танца «Цех». Ее насыщенная и разнообразная программа составлена таким образом, чтобы и профессионалы, и любители смогли получить максимум новых знаний и навыков. Мастер-классы 26 преподавателей из России, Европы и США, более десятка дисциплин, включающих импровизацию, техники разных направлений, композицию – все, что позволит начинающим и продвинутым адептам контемпорари дэнс почувствовать себя на сцене более уверенно. Рассказывают «Новости культуры».

Одна рука – якорь. В другой руке – палка. А теперь так: пальцы – как грабли в саду дзен-буддиста – проводят по песку ровные полосы. Через такие образы американский хореограф Томас МакМанус преподает русским студентам импровизационную технику легендарного Уильяма Форсайта. Его поправляют: граблями лучше по сену – так в России понятнее.

«За знаменитой импровизационной манерой Форсайта – огромная философия, - говорит МакМанус. – Обычно я подолгу беседую об этом со своими студентами. Через переводчика получается не так хорошо. Но главное я до них донес – нельзя импровизировать без эмоций, не затрачивая себя».

Для импровизации по Форсайту Томас МакМанус, сам танцевавший в балетах мастера, главным считает отсечь страх, открыть самого себя и возможности своего тела. Высшая цель – баланс между анализом и интуицией. Достичь его может каждый, профессионал и любитель. МакМанус вслед за Форсайтом совершенно в этом уверен.
Беларуская участница класса Вероника Боровская-Мищенко признает, что время на превращение в грабли и в якорь потрачено не зря: «Я теперь знаю, что если я буду где-то импровизировать, то это будет не просто набор движений изнутри, а я могу такой путь какой-то свой прокладывать. Очень много открытий, очень».

Хрупкая женщина на полу – Мария Инес Вилласмил, она учит грациозно двигаться по плоскости, доставать руками до стен, прилипать ногами к полу, прыгать в бассейн. Называется это «релизовые техники». В их основе – модерн, айкидо, йога, контактная импровизация. Смысл – научить тело расслабляться и чувствовать каждую мышцу, чтобы уже в следующий момент направить все это в нужное танцевальное русло. Достичь радости от свободного движения тела в пространстве.
Мария Инес Вилласмил говорит, что объяснения в этом деле – не главное: «Для меня самое главное, чтобы было весело. Мы танцуем, я объясняю техники, но стараюсь, чтобы они отпустили себя и отдались танцу, чтобы тело двигалось свободно. В них есть страсть и огонь, а это – главное в танце».

Под звуки этнического барабана Бану Оган показывает студентам, как отделять ноги от тела и наоборот. Она – проводник танцевальных техник Мерса Каннигхема, еще одного знаменитого американского хореографа.
Юлия Груздева, студентка Летней школы танца «Цех», резюмирует: «Здесь фиксируется в основном таз, а корпус может свободно двигаться. По крайней мере, как я поняла. Плюс это требует очень большой скоординированности». Еще техника Каннигхема требует активной интеллектуальной работы, уверена Бану Оган: «Каждое движение существует самостоятельно. Задача танцовщика – связать их воедино. И придать этому вид танца. Это очень интеллектуальная задача».

Бану Оган танцевала с детства – классический балет. Разочаровалась, потому окончила факультет… биологии. Вернулась в хореографию, когда открыла для себя современный танец. Ее история созвучна историям многих из тех, кто учится в летней школе и тез, кто раз и навсегда сделал свой выбор.