11.02.2014 | 15:55

В Юсуповском дворце отреставрировали Мавританскую гостиную

В Петербурге, в Юсуповском дворце заканчивается реставрация одного из самых известных его залов - Мавританской гостиной. К середине двадцатого века её роскошный интерьер был на грани уничтожения: дворец значительно пострадал во время блокады. В конце 60-х был восстановлен, но в наши дни вновь оказался под угрозой. Уникальный орнамент стен и потолков буквально пришлось собирать заново. Рассказывают «Новости культуры».

Восток – дело, как известно, тонкое. В случае с Мавританской гостиной – в буквальном смысле. Исследователи до сих пор недоумевают, как в XIX веке мастера смогли покрыть почти прозрачным слоем чистого золота целую комнату. А потом еще и расписать поверх масляными красками. Ведь даже сегодня для реставраторов эта задача – на пределе возможностей.

«Золото ничем не подменить, – поясняет реставратор Артем Голубев. – Это напечатать невозможно, даже при современных технологиях в целом. Добиться такого блеска и глубины, как золото дает – ну, это очень сложно».

Это было вполне в духе Юсуповых, говорят историки. Одна из богатейших семей России на роскошь не скупилась: а когда грянула мода на восточные мотивы – вспомнила: род идет от древнего ногайского правителя – Юсуфа. В фамильном гнезде появилась новая комната – с характерными узорами, арками и фонтаном в центре. В конце XIX века его переделали в бассейн – с сюрпризом.

«В центре этого бассейна было застекленное окошко, а там была цветомузыка – мы так бы сейчас назвали это приспособление – то есть некое колесо, расположенное в подвале, снабженное электрическими лампочками цветным, и колесо вращалось, струи воды поднимались вверх, ну, в общем, полная восточная экзотика», – рассказывает заведующая отделом научной работы Юсуповского дворца Валентина Набок.

Эта фотография была сделана уже в середине XX века. От завораживающего интерьера не осталось и следа: в Мавританской гостиной пыль, разруха и запустение. И это несмотря на так называемое «поновление» – после революции. Тонкая работа XIX века не выдержала равнодушия и архитектурных неточностей.

«Юсуповы при всем богатстве всегда ценили каждую копейку и всегда взвешивали все свои расходы, – говорит Валентина Набок. – Поэтому сейчас мы можем пенять на то, что и фундаменты не все сделаны высококачественно и высококлассно, с замахом на долгие столетия, мы можем сейчас сетовать на то, что и какие-то другие инженерные просчеты - мы сейчас имеем с ними дело».

В 60-е годы интерьер восстановили. Но в 2007 году все опять едва не обернулось катастрофой. Прямо под дворцом пополз грунт: Мавританская гостиная пошла трещинами, резной потолок – и вовсе едва не погиб.

«У нас был полностью утрачен вот данный угол, практически вот так вот шла большая утрата, и он полностью реконструирован, – показывает Артем Голубев. – То есть снимались силиконовые слепки с оригинала, выбирались наиболее сохранившиеся участки, и в дальнейшем чуть-чуть подтягивался потолок, потому что он был провисший».
Потом пришла очередь художников: витиеватую вязь восстанавливали буквально по миллиметру. И даже выяснили: тогда, в XIX веке, интерьер делали не просто по мотивам, а по строгим правилам восточной культуры.

«Мы тоже расшифровали надпись, да, это надпись, она гласит – “Нет Бога, кроме Аллаха", – говорит бригадир бригады художников Ирина Колесниченко. – На этой вязи тоже должны быть вот такие иероглифы обязательно. Но этого нету, поэтому заметно, что это поздняя реставрация».

Леса в Мавританской гостиной снимут в ближайшие дни. Осталось только вернуть на место старинный резной камин из оникса: нежному и капризному камню тоже досталось. Чтобы восполнить утраты, уникальную конструкцию разобрали до основания. И получили неожиданный подарок: записку, датированную 1936-м годом.

«Мы - знаменитые реставраторы и художники в царствование великого товарища Сталина, вождя нашего народа, ремонтировали сию Мавританскую комнату. Работали и наслаждались своими трудами. Все трезвые, целомудренные и сознательные, оправдывали свою эпоху». Эта записка была надежно спрятана – прямо в растворе, под тяжелой облицовкой. Это и понятно: в те времена шутливый и вроде бы безобидный тон записки вполне мог принести людям серьезные неприятности.

Теперь в обновленном интерьере спрятана записка из 2014 года. Только вот где и о чем она – эту профессиональную тайну получится узнать примерно через полвека - когда легендарному интерьеру снова может понадобиться реставрация.

Новости культуры