11.02.2014 | 11:02

В столице открывается выставка "Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века"

В середине 70-х, юрист и начинающий галерист Рональд Фельдман предложил королю поп-арта создать новую серию портретов известных людей. Энди Уорхол решил, что портреты десяти евреев, как он сам назвал этот проект, будут хорошо продаваться. И не ошибся. Галерея Фельдмана стала одной из самых успешных на Манхэттэне. Фонд семьи Блаватник предоставил десять портретов для выставки в еврейском музее и центре толерантности. На монтаже экспозиции побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Работы Энди Уорхола, классика художественного авангарда ХХ века, уже не раз экспонировались в России. Но в отличие от предыдущих выставок, теперь на первом плане – герои картин, а не их экстравагантный создатель. На портретах – люди из совершенно разных областей. Актриса, премьер-министр, физик, композитор. Интересно, что ни с одним из героев Уорхол не был знаком. До этой серии всегда работал в тесном контакте со своими моделями.

«Он был такой наблюдатель, он очень любил людей, как фактуру и всегда смотрел на персонажей с разных сторон, – говорит куратор выставки Мария Насимова. – Ему нравилось видеть сначала накрашенных на вечеринке, а потом снимающих грим у него в студии».

Благодаря тиражной технике Уорхол поставил «современное искусство» на поток. В его мастерской – «фабрике», как художник ее называл, было создано около двух тысяч работ. В том числе и портреты актеров братьев Маркс, философа Мартина Бубера, основателя метода психоанализа Зигмунда Фрейда.

«Цельная медийная коллекция, – отмечает основатель Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. – Способ, которым он подал их лица, отражает их образ мышления, род деятельности. Каждый изображен по-своему, и во многом раскрыт внутренний мир каждого».

Для своих работ Уорхол выбирал наиболее растиражированные фотографии. Снимки увеличивал, с цветом экспериментировал. Так портрет Джорджа Гершвина выполнен в черно-белых тонах, что не слишком типично для эпатажного художника.

«Мы видим, что здесь он крайне аккуратен и, показывая Гершвина, известного композитора, одного из уникальных людей ХХ века, который умер в 38 лет, но при этом успел сделать, создать более 900 работ», – говорит Мария Насимова.

Портреты сопровождаются фотографиями, видеозаписями. Все эти архивные материалы раскрывают жизнь каждого героя и одновременно поясняют, почему именно они вошли в «Топ-10» Уорхола. Так, американская писательница Гертруда Стайн попала в этот список не столько за литературные заслуги, сколько за введенный ею термин «Потерянное поколение». О Стайн на выставке рассказывают и репродукции Пикассо, Матисса, работы которых она коллекционировала.

«Гертруда здесь другая, нежели в жизни – очень много цветов отражают ее черты, – поясняет Мария Насимова. – Уорхол долго искал, каким именно цветом подчеркнуть черты лица, мимику и морщины нашего героя, и всю ее жизнь, которая отразилась на ее лице».

Уорхол создал пять вариантов данной коллекции, отличных друг от друга не только по цветовому решению, но и по технике исполнения: шелкографию, три варианта постеров и эту – единственную – живописную серию.

Портрет Альберта Эйнштейна – самый экспонируемый в этой коллекции. Работа выставлялась в Филадельфии. А теперь в Москве.

В музее идут последние приготовления к открытию выставки: монтаж экспонатов, настройка освещения. Для посетителей экспозиция начнет работу 12 февраля.

Новости культуры