10.02.2014 | 10:10

Андрей Могучий представил спектакль "Алиса" на сцене БДТ

В Петербурге состоялась премьера, внимание к которой было приковано с момента объявления о начале репетиций. Сочетание имён действительно впечатляет. «Алиса» – первый спектакль Андрея Могучего на посту художественного руководителя Большого драматического театра имени Товстоногова. Создан по мотивам произведений английского писателя Льюиса Кэрролла. В главной роли – Алиса Фрейндлих. Рассказывают «Новости культуры».

Эту премьеру ждали с особым чувством: в сочетании режиссуры Могучего и таланта звезд старого БДТ – уже интрига. Плюс – необычная интерпретация знакомого, но фантастического сюжета. Правда, от кэрроловской «Алисы в Стране Чудес» Могучий взял лишь персонажей и атмосферу, в которой совершаются удивительные превращения.

Здесь Алиса – уже не маленькая любопытная девочка, а одинокая, не самая счастливая женщина. Банально застряв однажды в лифте, она слышит там голос девочки. Следуя за ним и за своей памятью, героиня оказывается в довольно странном месте с не менее странными персонажами.

Пространство спектакля – параллельный мир, живущий по законам другой логики. Оттого неудивительно, что сначала публика сидит на сцене, а актеры играют в зале. Во втором отделении – зрители возвращаются на привычные места, а актеры оказываются среди них, совсем рядом, иногда буквально на расстоянии вытянутой руки. Именно тогда сказочные персонажи Кэрролла приобретают черты реальных людей из жизни главной героини. Кролик – бывший возлюбленный, королева – мать.

Алиса путешествует по своей памяти в поисках самой себя. Это больно и когда становится невмоготу - пытается прогнать тени прошлого.

В итоге потерянная Алиса все-таки находит себя и то, что когда-то и делало ее хозяйкой «Страны чудес» - искренность, открытость и правду. Полотно пьесы соткано сразу из нескольких тем, поэтому можно найти рифму и со своей жизнью.

«Он про всю нашу жизнь, про то, что мы утратили способность радоваться, сочувствовать, сопереживать, то, что мы сами по мере того, как мы живем на этом свете, потихонечку предаем сами себя», – говорит Алиса Фрейндлих.

Как объясняет Андрей Могучий, в создании пьесы участвовали не только профессиональные драматурги и он сам, но и актеры. Некоторые эпизоды рождались прямо во время репетиций.

«Это симбиоз какого-то коллективного универсального опыта, включая опыт моей мамы, про которую я вдруг много вспоминал, моего, актеров, которые рассказывали много историй про себя, – рассказывает Андрей Могучий. – Это как-то странным образом смешалось, и нет ни одной, в этом смысле, чистой истории».

Сентиментальная история с акцентом на вечные ценности, которыми владеют дети, но утрачивают взрослые, яркая режиссура и блестящий актерский состав – это беспроигрышный ход, говорят критики. И уже сейчас – с большой долей уверенности – пророчат этому спектаклю долгую жизнь.

Новости культуры