07.02.2014 | 13:00

В Берлине начал работу Международный кинофестиваль

В Берлине объявлен очередной 64-й сезон охоты на призовых медведей различного достоинства. Каждый год на показы Берлинале приходят около трёхсот тысяч человек. В этом году отборщики фестиваля подготовили большую программу новых и ретроспективных фильмов. За 10 дней публика Берлина увидит четыре сотни картин. Двадцать из их числа будут бороться за главный приз. Рассказывают «Новости культуры».

Столько звезд на Берлинале, кажется, еще не было. Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Эдриан Броуди – на этом список известных имен не заканчивается. К восторгу тысяч киноманов, фанатов, журналистов, которые еще задолго до того, как развернули красную дорожку, подыскивали лучшие места для съемок в надежде на уникальные кадры.

В этом году на фестивале – рекордные 5000 заявок со всего мира. Лучший фильм выберут из двадцати. Жюри возглавил сценарист и продюсер Джеймс Шамус.

«Быть в судействе этого фестиваля – значит быть в киносемье, – говорит Джеймс Шамус. – Я не скажу, что все всегда удается, но если не получается, нас – членов жюри, всегда связывают фильмы. У нас у всех разные взгляды. Тем и хороша наша команда».

Открывает фестиваль «Отель Гранд Будапешт» – новая лента американца Уэса Андерсона по его же сценарию. История о консьерже знаменитого отеля и судьбах европейцев между двумя мировыми войнами с Рэйфом Файнсом в главной роли и целым звездным составом – Тильдой Суинтон, Биллом Мюрреем, Эдрианом Броуди, Джудом Лоу. Ни одного российского фильма в этом году в основной программе не представлено.

«Я думаю одна из тех причин, по которой так редко на Берлинский фестиваль попадет и так редко побеждают российские фильмы, потому что у нашего кино радикальная проблема с современностью и актуальностью», – говорит кинокритик Антон Долин.

Единственный режиссером из России стал Леонид Шмельков с анимационным короткометражным фильмом «Мой личный лось». Его выставят в «Generation KPLUS», программе, где показывают кино для детей и подростков. Это семнадцатиминутная история о мальчике, который с детства мечтал увидеть лося – не остросоциальная и далекая от политики, но актуальная по общечеловеческим понятиям.

«Про любовь отца к сыну, сына к отцу, частично про моего папу фильм, – говорит режиссер. – Какого-то специального послания нет, это визуальное искусство. Любовь к родителям, это важная тема, которая меня беспокоит, а почему такой сюжет-это фантазия».

Первым российским фильмом на «Берлинале» стала лента «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, в 75-м. Но только дважды отечественные фильмы удостаивались высшей награды – «Золотого медведя»: в 77-м – военная драма «Восхождение» Ларисы Шепитько. И спустя десять лет, в 87-м году, картина «Тема» Глеба Панфилова.

«На фестивале она оказалась свежей, живой и содержательной, и ее очень хорошо принял зал, – вспоминает Глеб Панфилов. – Фестиваль – живое дело, за что мы их любим, за что они бывают интересны не только широкому зрителю но и профессионалам, потому что там жизнь, как она есть – отражается и в содержании, и в принятии решения, в атмосфере, во всем, что связано с фестивалем».

Темы фестиваля этого года – судьбы детей, взгляд в прошлое, борьба за права меньшинств и цензура. Берлинале верен своим традициям и ориентирован на смелый и иногда двусмысленный и дерзкий кинематограф. Нашим зрителям поболеть за отечественное кино, пусть и анимационное, тоже удастся.

Новости культуры