07.02.2014 | 09:58

Литовская школа фотографии на выставке в Москве

«Гений места. Классика литовской фотографии». Новый проект Центра братьев Люмьер целиком посвящён работам литовских мастеров. Их почерк узнаваем с первого взгляда. Его всегда отличали свобода и предельная выразительность. Литву называли фотографической республикой. Именно в Вильнюсе в 60-х появилось первое в СССР Общество Фотохудожников, которое оказало заметное влияние на советскую фото-школу. В залах галереи представлены около двух сотен снимков пятнадцати авторов. Рассказывают «Новости культуры».

15 гениев на одну галерею, и все литовцы. Это самый большой фоторассказ о стране с конца 60-х. Тогда в доме журналиста показали работы девяти лучших фотографов Литвы, тогда началась первая глава этого рассказа, и тогда сформировалось понятие «литовская школа фотографии».

«Все 9 участников, практически все 69 года представлены здесь, потому что их значимость для истории фотографии Литвы не изменилась. – рассказывает куратор выставки Екатерина Зуева. – Они создали еще много после 69 года шедевров, серий. У нас работы где-то с середины 60-х и до конца 90-х представлены».

Около 200 фотографий – знаменитые, и впервые представленные. Совсем разные, но говорящие на одном языке – не просто на литовском. На языке свободы от идеологических штампов. В то время как советские фотографы пропагандировали искусственные улыбки, литовцы смотрели вокруг. И видели – людей, праздники, пески и города. Реакцию московской публики помнить Наталья Григорьева.

«Очень много было суждений, высказываний – литературных, журналистских, абсолютно разных поэтических, – отмечает директор «Фотогалереи имени братьев Люмьер» Наталья Григорьева. – Что это плохо, что это хорошо, что это слишком темно, грустно. Слишком отражает неправду или наоборот, ту бытность, которую мы пытались идеологически приукрасить».

Чистая документалистика Пожерскиса, метафизические картины Шонта, «цветы среди цветов» Дихавичюса и пляжные зарисовки Мацияускаса – всё иллюстрации к рассказу о месте. О Литве. Природа плавно переходит в портреты, а беззаботное детство в последний след. Неподдельные эмоции и краски, которые так видны в монохроме – в работах Вацловаса Страукаса, в отдельном, Белом зале галереи. Сам фотограф, как и остальные авторы, предпочел остаться в тени. О нем и его снимках говорит Алексей Логинов, коллекционер и профессор истории фотографии.

«С личного знакомства с Вацловосом Страукасом началась моя любовь к литовской фотографии, – рассказывает Алексей Логинов. – Они очень любят свой край. И это основополагающее. Поэтому дюны, которые мы с вами видим на их снимках – это их дюны, это их родные дюны. Эти пески – они находят там удивительную красоту в этих дюнах.

Просто красота, просто жизнь и открытый смысл в простых фотографиях. Сейчас они – уже классика. Тогда были – таинственной прибалтийской документалистикой.

Новости культуры