07.02.2014 | 12:44

В Музее архитектуры открылась выставка проектов Эдуардо Соуто де Моуры

Такой город, как Москва, к творчеству таких архитекторов, как португалец де Моура, должен присматриваться, наверное, особенно пристально. Он мастер вписывать отдельные объекты и целые ансамбли в уже сложившуюся городскую среду. С лекцией именно об этом он выступал в Москве полтора года назад. Накануне в столице, в Музее архитектуры, открылась выставка конкурсных проектов Эдуардо Соуто де Моуры, который так сформулировал свой творческий метод: «Если сломался зуб, и его удаляют, то на его место ставят такой же. Другой просто не подойдет. Так же и в центре города». Рассказывают «Новости культуры».

На свою первую в России персональную выставку Эдуардо Соуто де Моура не приехал. Как объяснил его друг и куратор экспозиции, рабочий календарь архитектора был расписан до того, как стало известно о выставке. Два года назад он получил Притцкеровскую премию, архитектурный Оскар. Его постройки есть в Милане, Лондоне, Венеции, Базеле, Афинах, Вене. Сегодня 62-летний архитектор продолжает работать. Если не проектирует в бюро – значит, выбирает место где-нибудь в Европе. Место, ландшафт – ключевое для Моуры понятие, рассказывает сотрудник его архитектурного бюро Андре Кампос.

«Главная черта архитектуры Моуры – сделать так, чтобы здания естественно вписывались в окружающий ландшафт, – отмечает архитектор, куратор выставки Андрей Кампос. – Это отличительная черта школы Порту. Первое, чему там учат, это всегда добиваться абсолютной гармонии со средой».

Одна из самых необычных построек Моуры – футбольный стадион в городе Брага. Чаша стадиона вырублена прямо в скале. Всего на выставке представлено около 50 проектов, созданных Моурой за последние 30 лет. Все - конкурсные, но далеко не все из них побеждали. Выставить работы, не нашедшие поддержки коллег – шаг смелый. Как и сама архитектура Моуры. Он не ограничивает свою фантазию, сочиняя проекты станций метро, аэропортов, больниц, стадионов, церквей, крематориев. Это увеличенный в десятки раз рабочий блокнот Моуры. Из которого видно, что даже современная архитектура 21-го века – плод долгих поисков, ошибок и раздумий.

«Очень привлекательно лично для меня, что вот ученик сделал выставку своего учителя, – говорит директор музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина. – И, может, поэтому, она получилась такая умная. Он отобрал работы неожиданные. Обычно стандартные архитектурные выставки это постройки. А Андре отобрал эскизы, конкурсы, нереализованные конкурсы, а для Москвы сейчас конкурсы более чем актуально. Сейчас вот конкурсное проектирование внедряется как градостроительная политика».

Награждая Моуру два года назад Притцеровской премией, жюри отметило: «его работы требуют основательного знакомства, а не поверхностного взгляда. Они подобны поэзии, вступающей в эмоциональный контакт с тем, кто находит время для того, чтобы ее услышать».

Новости культуры