06.02.2014 | 10:47

Винзавод представляет выставку "Спорткульт", посвященную олимпийской истории нашей страны

«Самый лучший человеческий вид – это спортсмен. Лучший с точки зрения изобразительного искусства», – сказал как-то художник Александр Родченко. В галерее «Проун» на Винзаводе это высказывание смакуют – здесь проходит выставка «Спорткульт», на которой представлена история советского спорта сквозь призму отечественного искусства и дизайна. Рассказывают «Новости культуры».

Светлое будущее – в хорошей физической форме. Строители коммунизма должны были быть с сильными, мускулистыми руками, и всегда готовыми к труду и обороне. Спорт пропагандировали, и им же вдохновлялись. Вот они, приметы времени – плакат 63 года, нарисованный гуашью, и здесь же его копия – одна из миллиона.

Коллекционер Алан Гамборг-Андерсен не столько спортом – советским плакатом вдохновляется до сих пор. Этот жанр считает образцово – показательным примером графики, четкости и, что удивляет, мобильности.

«Художники сами мне рассказывали, что тогда гуашь делали очень быстро, ночью даже, – говорит коллекционер. – Звонят вечером – есть у нас такой текст, и надо завтра к вечеру принести в редакцию первый эскиз на гуаши».

Тогда, в 20-30-е годы советский дизайн знали во всем мире. Ему – авангарду – практически поклонялись. Костюмы Варвары Степановой и Александра Родченко – уже классика. Минимум цветов – красный, черный и белый. Четкие линии. Форму сшили специально для этой выставки. По эскизам 30-х годов.

«Самое главное – передать было образ нового коммунистического строя через форму, через текстиль, через плакаты, – рассказывает куратор выставки, директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Для этого использовались самые передовые методы того времени».

Не только форму, но и содержание. Спортивные достижения Страны Советов видны и на этих маленьких открытках. К слову, это первый опыт цветного фотомонтажа. Густав Клуцис создал по открытке на каждый вид спорта – с лозунгами и призывами. Александр Родченко запечатлел парады физкультурников, смотры и состязания. Здесь же работы Макса Пенсона и Александра Дейнеки, для которого тема спорта была одной из самых актуальных.

«Здесь очень интересный ракурс, когда два футболиста борются за мяч, и этот мяч отскакивает от головы одного из них, – поясняет куратор вытсавки Дарья Макарова. – Сам этот момент – очень зыбкий, переходный, здесь он просто виртуозным образом схвачен скульптором».

О том, что спорт для художника – вдохновение, точно знает Гуго Манизер, художник и сын скульпторов Матвея и Елены Манизер.

«Огромные рельефы – это были, в общем-то, обнаженные фигуры, которые изображали гнев Ахиллеса, – рассказывает Гуго Манизер. – А где обнаженных можно найти? В спорте. И тут, естественно, совпало: уже в 20-е годы – народное увлечение спортом».

Спорт должен быть зрелищным – эта аксиома видна в каждой работе. Пластика, ракурсы, эмоции. Призывы и даже ткани – настоящий пролетарский ситец. Все для того, чтобы ощутить дух эпохи.

Новости культуры