06.02.2014 | 15:50

Андрей Звягинцев отмечает полувековой юбилей

Еще 15 лет назад имя режиссера Андрея Звягинцева было никому не известно. Снимал рекламу, перебивался случайными проектами. Денег едва хватало на метро и – никаких перспектив. Но уже в 2003-м, только вступив на территорию большого кино, Звягинцев сразу оказался на Олимпе. Сейчас режиссер работает над фильмом «Левиафан» – его выход намечен уже на этот год. А сегодня Андрей Звягинцев отмечает юбилей – ему 50. Рассказывают «Новости культуры».

Мало кому из режиссеров России, да и всего мира удавалось дебютировать вот так – сходу получить две награды Венецианского фестиваля. Фильм «Возвращение» – тогда еще никому не известного Андрея Звягинцева – десять лет назад стал настоящим открытием. А на западе его автора стали назвать не много ни мало – наследником великого Тарковского.

«Все, что нами двигало, нами, я имею в виду съемочную группу – всех этих молодых, неоперившихся дебютантов на «Возвращении» было пруд пруди. Всеми нами двигало горячее желание сделать настоящий, большой, хороший фильм», – говорит Андрей Звягинцев.

Самородок из Новосибирска, который сам себя называет вечным недоучкой: два актерских образования и ни одного режиссерского. Звягинцев не гонится за массовой популярностью и всегда говорил, что снимает кино прежде всего для себя.

«Это другое кино, – отмечает режиссер. – Оно герметично, оно создано в лаборатории твоего собственного, авторского замысла. Ты разговариваешь сам с собой, а не с какой- то там абстрактной целевой аудиторией».

В 2007 на экраны выходит «Изгнание», нарочито лишенное конкретного времени и места действия. Драма будто бы продолжает линию «Возвращения», где каждый кадр на грани произведения искусства, а паузы между словами зачастую значат больше, чем сами слова.

«Зрители недоумевали: первые тридцать минут они думали, где же это все происходит, – рассказывает Андрей Звягинцев. – Искали это место на карте и, в общем, в результате пропустили фильм, не увидели его. Мне это казалось очень странным».

Третий фильм Звягинцева «Елена» – это вновь почти притча, но время и место значат здесь гораздо больше. Хотя изначально хотели снимать в Англии, а снимали в итоге в Москве.

«Это истории должная была быть снята в сегодняшних реалиях, – отмечает режиссер. – Москва, 11 год – это только придавало ей силы».

После выхода фильма многие поспешили обвинить Звягинцева чуть ли не в игре на публику. Мол, вместо вечных вопросов, теперь остросоциальная тематика. Но сам режиссер подчеркивал, его картина – история о персональном апокалипсисе человека.

В Каннах «Елена» получила главный приз в конкурсной программе – «Особый взгляд». Впрочем, для Звягинцева призы и фестивали – не способ потешить самолюбие, а прежде всего возможность быть услышанным, продолжать делать то, что хочется без оглядки на кассовые сборы и рейтинги.

«Но пока меня устраивает роль человека, который отвечает только за творческий процесс и все, – признается Андрей Звягинцев. – Поэтому довольствуюсь только зарплатой и гонораром. Поэтому меня коммерчески успех не волнует никоим образом, вообще».

Новости культуры