25.07.2011 | 11:18

Представлена уникальная хроника Шукшинского фестиваля

Сегодня день рождения Василия Макаровича Шукшина. Традиционно на Алтае - на родине писателя, в селе Сростки - в эти дни проходит всероссийский фестиваль. Отдать дань памяти Василию Макаровичу съехались его земляки, друзья и почитатели таланта со всей России. Для них стали открытием уникальные кадры истории этого смотра. Они сохранились, и благодаря им можно видеть летопись Шукшинского фестиваля – от первых стихийных народных собраний в день рождения писатель в Бийске до уже всероссийского официального праздника на горе Пикет. Как это было 35 лет назад показано на уникальных кадрах хроники, которые представлены впервые. Рассказывают «Новости культуры».


На кадрах,  снятых в июле 1976 года, запечатлен дворец культуры химиков в Бийске, где молодые поэты и писатели решили провести в день рождения недавно ушедшего Василия Макаровича творческий вечер. В зале присутствует в основном молодежь, его мама Мария Сергеевна в черном платке. Со сцены читают стихи. Кто-то предложил поехать на родину Шукшина в Сростки. Местный кинотеатр «Катунь» не смог вместить всех желающих, пошел теплый летний дождь. Так прошли самые первые Шукшинские чтения.

Раньше все рядовые события снимали без звука, потом их озвучивал голос за кадром. В современном телевизионном жаргоне сохранилось название таких материалов - БЗ, то есть без звука.

Мария Куксина, мать В.М. Шукшина, говорит в кадре (съемка 1978 года): «Приходит ко мне отец, говорит: "Береги, дочка, этого парня, смышленый". У меня по шкуре дрожь пробегает - какие вопросы задает». Мария Сергеевна скончалась в январе 1979. 

Четвертые  Шукшинские чтения... Слышно главное отличие - звук. Его тогда записывали отдельно от изображения, и потом кропотливо совмещали километры кинопленки со звуковыми катушками, чтобы мы смогли услышать живые голоса любимых киноактеров, друзей, которые в последние дни писателя были рядом с ним. Заслуженный артист РСФСР Георгий Бурков говорит (съемка 1979 года):  «Ночью Вася пришел, говорит:  "С сердцем плохо". А Шукшин на сердце не жаловался, у него язва была. Дал ему капли Зеленина, говорю: "Вася, полегчает". Правда, полегчало».

Процесс съемок со стороны выглядит так: работает целая кинофабрика - корреспонденты, осветители, кино- и звукооператоры под руководством режиссеров. Пленку необходимо проявить, только потом станет ясно, получилось или нет. Цвет на кинопленке окончательно прижился только в начале 1990-х с появлением на Алтае видеокамер.

«До 1994 года снимали на кино, камеры на деревянных штативах, чтения требовали автора, оператора, режиссера, и на подпевках человек пять, снимаем в три камеры. Человек 15 было на съемках, не меньше», - рассказывает  тележурналист Анатолий Корчуганов (Барнаул).  

В 1994 году снимали не на кинопленку. Досадное происшествие на горе Пикет - обрушлся мост. Видеокамера больше не подражает большому кино, где большинство сцен постановочные. Она следит за тем, что происходит в жизни. 

Народный артист России Александр Панкратов-Черный рассказывает  (съемка 2009 года): «О любви говорить не надо. Поезжай на гору Пикет –  любовь увидишь».

В 2009 году Алтай отмечал 80-летие со дня рождения Василия Макаровича. Впервые все, что происходит на горе, прямо с Пикета отправляют в космос на спутник связи и транслируют в прямом эфире. Используются передовые интернет- и космические технологии. Однако суть Шукшинских чтений со времен черно-белой пленки остается неизменной - поиски души человека, причем, по обе стороны телеэкрана.

Читайте также:

Шукшинский фестиваль открывается на Алтае