03.02.2014 | 12:28

Диалог графики и хрусталя в Звенигородском музее

Стекло - податливый, но очень капризный материал. Кажется, художнику Ивану Мачневу он был послушен как никому другому. Увидеть его работы можно в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, на выставке «Грань». В экспозиции несколько десятков хрустальных композиций. Также здесь представлены около ста работ друга Мачнева – графика Андрея Геннадиева, одного из ярких представителей русского авангарда. Рассказывают «Новости культуры».

Его называли «гением художественного стеклоделия» - за смелый творческий замысел и оригинальные конструкторские решения. Произведения, созданные по эскизам Ивана Мачнева, признаны одними из лучших образцов не только декоративно-прикладного искусства. За композицию «Золотой папоротник», созданную в 90-м году, мастер удостоился золотой медали Академии художеств. Точно такую же можно увидеть в коллекции одного из главных музеев страны.

«Очень технологически сложная композиция, – отмечает автор выставки «Грань» Арина Жукова-Полянская. – Здесь есть и венецианская нить и травление, золочение и гравировка. Это маленькая часть композиции – она была огромная, 120 предметов, и вся эта композиция сегодня находится в Эрмитаже»

Задумки Мачнева воплощались на старейшем предприятии – Дятьковском хрустальном заводе. Во всех работах, непременно, определённый смысл. Одни названия чего стоят: «Царь-Пушка», «Слушая Стравинского», «Солнцеворот».

Друг и коллега Мачнева – петербургский художник – Андрей Геннадиев назвал его «рыцарем искусства». Кстати, тема рыцарства, присутствует в произведениях обоих мастеров. В молодости они даже дали друг другу клятву – пообещали всю жизнь оставаться «воинами души»: «Наше творчество во имя любви и искусства – это искусство духовного просветления, утверждения в мире победы человеческого духа над хаосом»

Специально к выставке, посвящённой памяти Ивана Мачнева, Андрей Геннадиев написал «Византийскую серию». Эти картины выполнены в новой авторской технике – с использованием золотого тисненого фона. Тематика работ, в которых художник обращается, в том числе, к истории Древней Руси, в этом выставочном пространстве выглядит особенно символично.

«Это Царицыны палаты, на территории Савино-Сторожевского монастыря – одно из самых красивых архитектурных построек Древней Руси середины XVII века», – поясняет директор Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Галина Стоенко.

В древнем Звенигороде, художник по стеклу Иван Мачнев провёл последние годы жизни. Именно поэтому друзья и коллеги «рыцаря искусства» решили показать все грани его творчества здесь.

Новости культуры