25.07.2011 | 16:00

"Замороженный свет" в разгар лета

Искусство «рисования светом», иначе – «фризлайт» (freezelight), что буквально означает «замороженный свет», зародилось еще в 1910 году. Вместо кисти фризлайтер использует свет, вместо полотна – пространство улиц и площадей, а еще фотоаппарат. Несмотря на то, что подобными световыми экспериментами увлекался в свое время Пикассо, этот вид искусства так и не стал массовым. Как говорят эксперты, ввиду элитарности и недоступности необходимой техники. Однако, в наши дни «рисование светом» переживает второе рождение. 

Для того, чтобы освоить базовые навыки рисования светом, понадобится примерно три с половиной часа. Столько же съемочная группа «Новостей культуры» провела с героями сюжета в темном ночном парке и кое-чему действительно научилась. 

Сначала это напоминает детскую игру – знаки фонариком в темноту неведомому адресату, но намерения у основателей движения «фризлайт» серьезные. Любое, даже самое незначительное отклонение в скользящей по воздуху линии – и рисунок испорчен. Точка отсчета – рука. Момент истины – на экране фотоаппарата.

«Когда были первые эксперименты, мы по десять-двадцать дублей тратили. Сейчас многие вещи с первого дубля получаются. У нас есть проект с Государственным Эрмитажем: мы рисовали "Танец" Матисса и думали, что всю ночь провозимся и все получится, но получилось с третьего дубля», – рассказывает художник Артем Долгополов.

Техника этого явления известна давно: если поставить фотоаппарат на длинную выдержку, любой источник света оставит свой след. Движущийся оставит линию. Линия может быть любого цвета и размера, главное – правильно подобрать фонарик. На создание рисунка есть 20-30 секунд.

«Это основные рабочие фонари, мы их любим за скручивающиеся стеклышко, туда можно положить какой-нибудь цветной фильтр», – показывает Артем. До своего увлечения фризлайтом он много лет работал на телевидении. А Роман Пальченков, получив художественное образование, был компьютерным дизайнером.

«Фризлайт сломал мозг тогда, когда мы поняли, что мы идем по улице ночью и обращаем внимание на каждый фонарь, на каждую световую вывеску и думаем, какой бы этот фонарь оставил след на снимке. Давно уже мыслим светом», – говорит Роман.

В общем, обыкновенная жизнь осталась в прошлом. Теперь их работы – в коллекции Эрмитажа, театральный режиссер Владимир Крамер оформляет с ними свой новый спектакль. Они сделали ролик для нашей олимпийской сборной – работали на 35-градусном морозе, а сейчас собираются в Карелию, чтобы просвещать желающих научиться фризлайту и смотреть на карельские петроглифы в новом свете. 

Во что превратится это движение к свету в будущем, Артем и Роман пока не берутся сказать. В их планах создание анимационного фильма и путешествия по всему миру. Хороший пример для тех, кто не верит, что жизнь меняют простые вещи – вроде фотоаппарата или обыкновенного фонарика.