12.09.2012 | 10:21

Графика Роберта Фалька представлена в Москве

Выставка Роберта Фалька открылась в столичной галерее Галеева. Участник художественных объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», в советское время Фальк был обвинен в формализме и практически не выставлялся. Писал исключительно для себя. Признанный мастер цветопластической формы – он также был отличным графиком. Однако эта сторона его творчества до сих пор менее известна. Рассказывают «Новости культуры».

Показывать графику в последнее время стало неким трендом, вот организаторы и этой выставки решили сделать акцент на графическом наследии Роберта Фалька. Живописных работ в залах галереи немного, и почти все они из частных коллекций. Портрет сына от первого брака – Валерия, принадлежащий семье художника, не выставлялся более полувека. Фальк написал его, когда жил во Франции – Валерик, так его называли близкие , приехал к отцу после долгой разлуки, во время парижских каникул. Художник водил сына по галереям, учил рисовать – приобщал к искусству.

«Это были как раз годы формирования его личности, – рассказывает куратор выставки Ильдар Галлеев. – Валерий Фальк будет художником, но у него сложится трагически судьба – в 42-м он погибнет на фронте – в первом же бою».

В 37-м Роберт Фальк вернулся из Франции. Он был потрясен тем, что происходило в родной стране, все попытки заработать оборачивались поражением, пока близкий друг Андрей Юмашев не позвал его работать в Самарканд – легендарный летчик рассказывал о том, как пересек Северный полюс, художник – писал картины. В годы Великой отечественной Фальк вернулся в Самарканд. Здесь он провел два года эвакуации».

«Холстов там немного было сделано, потому что у Фалька не было достаточного количества холстов и красок, – говорит Ильдар Галлеев. – И поэтому каждый из этих холстов являются очень ценным».

А это портрет четвертой жены художника – Ангелины Щекин-Кротовой, которую преподаватель Елена Левина знала лично – ее мать, одна из любимых учениц Фалька, была вхожа в семью художника.

«Она очень почитала Фалька и всегда считала его великим художником, понимала его, но она всегда говорила, что понимать по-настоящему она стала после того как осталась наедине с его творчеством, и тогда она поняла до конца», – рассказывает Елена Левина.

Во многом, благодаря Щекин-Кротовой, сохранилось творческое наследие Фалька. Его работы представлены в музеях Тулы, Волгограда, Пензы, Сахалина. В Казани – одна из самых больших коллекций.

«По большей части, это эскизы графические к живописным произведениям, – отмечает хранитель графики ГМИИ республики Татарстан Ольга Вербина. – Здесь и «Парижанка», и «Коктебель», и «Автопортрет с женой». Их можно считать законченными произведениями, в них есть этот условно законченный язык очень лаконичный, графический».

Кстати, именно в Казани, в прошлом году, состоялась единственная масштабная выставка, приуроченная к 125-летию со дня рождения художника. Объемно увидеть Фалька в Москве – большая редкость, последняя ретроспектива была в далеком 81-м. Говорят, имя художника забывают, однако, то количество публики, что пришло в небольшую и не самую известную столичную галерею – свидетельство обратного.