12.10.2009 | 14:06

Тоби Литт на телеканале «Культура»

Телеканал «Культура» представляет цикл программ «Английская глава» (из цикла «Экология литературы»). Каждая программа цикла — монолог-размышление одного из современных британских писателей. Четвертая программа (12 октября 2009, 23:50) посвящена Тоби Литту, который известен российским читателям как автор мировых бестселлеров «Эксгумация» и «Письма мертвых детей».

В 11 лет Тоби Литт начал писать сюрреалистические стихи. Одаренном мальчику хотелось, чтобы выходило странно: он мечтал быть похожим на Дали или Магритта. Его стихи похвалила учительница, и Тоби воодушевился до такой степени, что четверостишие юного Тоби под названием «Их брак» об очень несчастной паре напечатала «The Guardian». Мама спросила: «Это про нас?» — «Нет». «Тогда она обрадовалась и стала мною гордиться... Но со временем я понял, что поэзия менее подвластна, чем проза. За прозу нужно отвечать, в то же время она позволяет делать вещи в каком-то смысле более сложные», — рассказывает Тоби Литт.

Несмотря на ранний дебют, Литт не сразу решил стать писателем: до этого он испытал себя в качестве учителя, был продавцом, пробовал рисовать, шить одежду (даже изготовил шляпку), играл в музыкальной группе, учился в Оксфорде, посещал литературные курсы. Сегодня он один из самых модных британских писателей. В его ироничной, спокойной манере, считает автор программы Николай Александров, чувствуется литературное благополучие. Романы Тоби Лита настолько разные, что создается впечатление, будто их писали разные люди. «Разноплановость Тоби Лита очевидна, если представить весь корпус его произведений», — обращает внимание Николай Александров. А это уже два сборника рассказов и несколько романов, среди которых «Пражское метро», «Битники», «В поисках себя», «Эксгумация» и другие.

Одно из самых известных произведений — «Песни мертвых детей» — привлекает уже самим названием, которое автор, несмотря на зловещую формулировку, считает ироничным. Это роман о детях, о верности и власти, о том, насколько жесток может быть мир детей. Не случайно роман получил трагическое завершение: игра заканчивается смертью. Автор объясняет: «В основе романа вполне конкретные социальные ожидания. Нельзя отрицать связь между насилием в среде мальчишек и насилием в глобальном масштабе. Этот роман автобиографичен, если под этим понимать определенное ощущение ядерной угрозы, стоящее за всеми».

Тоби Литт связывает и многие другие современные угрозы с тем влиянием, которое оказывает на личность ребенка семья и общество: «Все идет от отца к сыну. Влияние родителей на меня становится заметно с возрастом. В 18 лет я считал, что меня усыновили. Но потом и внешне я стал похож на отца, и вести себя похоже стал. Мы видим, как черты передаются от одного поколения к другому».

Свое творческое развитие Тоби Литт видит в стремлении выйти за собственные рамки, постоянно бросать вызов самому себе: «Могу я книгу написать так, как от меня никто не ожидает?». И пишет — например, от лица автора-женщины. «Писатель не должен замыкаться в рамках одного стиля. Я, скорее, из тех, кто мешает стили, чем из тех, кто погружается в собственный стиль. Глупо считать, что у человека есть только одно истинное я».

Пресс-служба телеканала "Культура"