30.01.2014 | 11:24

Легендарной киностудии "Мосфильм" – 90!

Примечательно, что торжественная церемония награждения национальной премией «Золотой орел» проходила в первом – старейшем павильоне киноконцерна «Мосфильм» – знаменитой студии, которой сегодня 90 лет. 30 января 1924 года в Москве состоялась премьера полнометражного фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь» – первой картины, созданной на «Мосфильме». Именно эту дату принято считать днем рождения студии. Рассказывают «Новости культуры».

В этот отдел Мосфильма – «Библиотеку» – художники, режиссеры, ассистенты уже 60 лет заходят задолго до начала съемок. Здесь мгновенно найдут и покажут, как одет дворник XIX века, что за интерьеры были в аптеке Америки 60-х? или как выглядела газета «Правда» в 45-м году.

«Если нам необходимо в павильоне, как выглядел тот или иной храм, то в этой энциклопедии он есть с разверткой, с планами, и для наших художников, это незаменимо, – рассказывает руководитель информационного центра «Мосфильм-Инфо» Гаянэ Амбарцумян. – Точно так же можно восстановить оперы, театры, больницы. Вы понимаете, что это книги XIX века! И они продолжают жить и активно помогать воссоздавать действительность».

Всё оцифровано. Историческая достоверность стала доступнее. Это облегчает работу и тем, кто воссоздает её на компьютере. Осознать масштабы современных возможностей «Мосфильма» можно, взглянув на гигантские, вынесенные в отдельное помещение, мощные серверы.

Цех компьютерной графики один из самых продвинутых. Технику здесь обновляют постоянно.

«Здесь мы делаем работу по изготовлению моделей, «компоузингу», как мы говорим – то есть совмещение с кадром компьютерных каких-то персонажей и объектов с реальной картинкой, – поясняет заместитель генерального директора, главный инженер киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров. – Сложная работа. Её надо сделать так, чтобы это выглядело правдоподобно и незаметно зрителю».

Самые неординарные результаты работы гримерного цеха на Мосфильме выставляют в витринах. Легчайшие несгораемые парики из искусственных волос, маски вурдалаков, муляжи внутренних органов и беременных животов и даже обгорелый танкист. Нелицеприятно, но многие фильмы без этого не снять.

Финальный этап работы над любой картиной – озвучка. Сложнейший процесс. Эта студия – гордость «Мосфильма». Одна из лучших в мире. Чего стоит хотя бы этот пульт, где около трехсот дорожек звука!

«Это очень сложное технологическое сооружение, – говорит генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. – Например, эта коробка – она же плавает. Мы находимся. Это не значит, что стены – стены, а пол – пол. Это все чуть-чуть в воздухе. Для акустики. Потому что гасит шум».

«Мосфильм» не просто закупает самое передовое оборудование. Учит с ним работать. На бесплатных курсах обучают звукорежиссёров, осветителей, графических дизайнеров. Специальности вводят, как только в них возникает потребность. Но вот Армену Медведеву «редакторское дело» приходится возрождать.

«В 80-е годы эту профессию как бы отменили и по сути потеряли, что как выяснилось очень жалко, – говорит киновед, преподаватель на курсах киноконцерна «Мосфильм» Армен Медведев. – Редактор – это первый представитель зрителя на кинопроизводстве. Человек, который наблюдает этот процесс изнутри и со стороны. И как бы имеет возможность режиссеру и драматургу указать на какие-то несовершенства».

На российской фабрике грез график работы всех павильонов расписан на несколько месяцев вперед, цеха загружены. В свои 90 Мосфильм остается уникальной кинокомпанией с полным циклом производства.

О том, чем живет «Мосфильм» сегодня, в «Главной роли» у Юлиана Макарова расскажет генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров. Смотрите программу вечером в 19.15.

Новости культуры