09.02.2014 | 13:08

Календарь. 9 февраля 2014 года

Он не был военнообязанным: астма сделала его негодным к строевой службе. Но летом 1914-го он разделял общие для его круга убеждения. Война сплачивает нацию, объединяет общим патриотическим порывом. Война – проверка мужественности, испытание,  бежать от которого позор.
Как и его ближайшие друзья и единомышленники Шёнберг и Беберн, он ушел на войну добровольцем. Действительность быстро уничтожила иллюзии. Уже в декабре 1914 года, он сформулировал основную для себя проблему: в человеке, даже если он – враг, невозможно увидеть только мишень.
Эту моральную максиму ему не пришлось проверять на практике. Он так и не был отправлен на фронт. Не героизм и реальная опасность, а бессмыслица каждодневного казарменного быта стала его испытанием на долгих три года.
Этот опыт проник в его главный шедевр – оперу по неоконченной пьесе Георга Бюхнера. Он писал жене: «Что-то засело мое в фигуре Воццека. Ведь я так же зависим от ненавистных людей, связан, немощен, несвободен, отчаян, унижен в эти военные годы».
9 февраля 1885 года родился Альбан Берг. Австрийский композитор. Один из крупнейших представителей нововенской школы и музыкального экспрессионизма.
Его оперы называли «драмами крика». Он открыл, что всё враждебное человеку, всё бездушное и жестокое, воплощается в самой незамысловатой бытовой музыке. Глупый вальсок, тупой марш, кабацкая песенка в пародийно-гротескном преломлении оказались злее и страшнее всех фантазмов долгого века музыкального романтизма.
Берг оказал огромное влияние на современную музыку. Своим учителем считал его Дмитрий Шостакович. Камерный и Скрипичный концерты Берга стали прообразами двух поздних «произведений» вымышленного композитора Адриана Леверкюна - персонажа романа Томаса Манна «Доктор Фаустус».
Альбан Берг 1885 – 1935

Он говорил: «Мастерство - это когда "что" и "как" приходят одновременно».
«План, который был нарисован режиссером, — комментировал он один из своих спектаклей, — вылился из приемов детского театра. На стол высыпается груда кубиков разных размеров, лесенок, колонн четырехугольных и круглых. Надо построить из этого материала сказочный дворец. В этой постройке всё случайно, всё подсказывается нервной торопливостью ловких рук ребенка-строителя и прирожденной способностью его к чудной архитектуре…».
140 лет назад родился Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
«Он принципиально изменил представление о том, чем может быть и должен быть актер, - писал знаменитый английский режиссер Питер Брук.
«Он сформулировал нечто, что было вроде очевидно, но о чем никто как будто не догадывался — театр есть театр. Если это понять, то становится ясно, что представления о нем как о подражании жизни в корне неверны. Эти и другие идеи Мейерхольда постепенно, шаг за шагом, завоевали мир и стали неотъемлемой частью современного театрального искусства».
«Для меня Мейерхольд, - продолжает Брук, - единственный настоящий мученик в истории театра, во имя театра. Его преследовали и казнили за его цельность и чистоту в поисках истиной жизни на сцене. Он был инкарнацией, воплощением революции, и он понимал и не мог поверить, что революция может уничтожать сама себя, и что она проглотит его самого. Но именно это и произошло».
Всеволод Мейерхольд 1874 – 1940