28.01.2014 | 13:06

В Москве открылась выставка к 75-летию со дня рождения балерины Екатерины Максимовой

«Всё начиналось с фуэте…». К 75-летию со дня рождения великой балерины - Екатерины Максимовой - в музее имени Алексея Бахрушина подготовили новую экспозицию. Ее называли «мадам Нет». Но это не от твердости характера, наоборот, от неуверенности в себе, от постоянного поиска. И, тем не менее, эта хрупкая миниатюрная балерина достигла феноменального успеха. Экспонаты позволяют проследить «повествование» о жизни танцовщицы начиная с учёбы в Московском хореографическом училище. От первых конкурсов до первых значительных ролей на сцене Большого театра. Рассказывают «Новости культуры».

Главный гость на этой выставке Владимир Васильев – партнер Екатерины Максимовой в жизни и на сцене. В дар музею преподносит свою акварельную работу – сцену Половецких плясок из оперы «Князь Игорь». Тут же, увидев теперь уже ставшую экспонатом – единственную живописную работу Максимовой, артист признается – она ему особенно дорога.

«Катюша никогда не брала в руки карандаш и всегда считала, что она в этом смысле бездарна, – вспоминает Владимир Васильев. – Я ее заставил, и она сделала вот эту работу за кулисами. Катя – молодец: это «Дон-Кихот», здесь балерина надевает пачку, и там происходит действие на сцене».

Она мечтала быть летчиком, а стала «королевой балета». Среди экспонатов и любимая игрушка Екатерины Максимовой – железный самолетик, подаренный ей еще в пятилетнем возрасте. Пуанты – в этих балерина выступала в своей последней хореографической композиции «Сады Вилландрии» в 99-м. Здесь же выписки из первых протоколов хореографических комиссий. Напротив слов «удивительно грациозная, надо обратить внимание» стоят фамилии великих педагогов русской балетной школы: Марии Кожуховой, Николая Тарасова, Елизаветы Гердт. Именно в классе Елизаветы Павловны в Московском хореографическом училище и занималась Екатерина Максимова.

«Главное для сцены – она дала всем своим ученицам феноменально красивые руки, среди этих учениц ее и Плисецкая, Стручкова, Максимова, и у всех этих женщин потрясающая совершенно была кисть, на сегодняшний день – это редкость», – говорит Владимир Васильев.

В экспозиции – фотопортреты, уникальные кадры с репетиций, сцены из спектаклей «Дон Кихот», «Жизель». Именно эти партии лично передала, что называется, из «рук в руки» своей первой ученице Кате Максимовой Галина Уланова. Исполнив партию в «Жизели» танцовщица заняла свое место на сцене Большого театра. А дуэт Максимовой и Васильева стал символом русского балета на многие годы.

«Владимир Васильев поначалу, не хотел танцевать партию Альфреда в балете, его больше интересовала партия Ганса, – рассказывает сокуратор выставки Людмила Шемракова. – Но Галине Улановой удалось его убедить и, действительно, эта роль была одна из самых замечательных, дуэт прославился исполнением этого балета, и так сложилась эта пара и в дальнейшем».

Для известной японской балерины и Юкари Сайто Екатерина Максимова была не только коллегой, но и другом, и даже крестной матерью. В профессии, главное, чему научила русская балерина – это чувствовать характер героев и проявлять его через движение. Сегодня свои знания Юкари передает воспитанникам хореографической студии в Йокогаме, которой уже 40 лет. С недавних пор студия носит имя Екатерины Максимовой.

«Так же как здесь, в Японии у нас везде висят ее фотографии, и я чувствую ее теплую атмосферу, – рассказывает Юкари Сайто. – В будущем маленькие японцы приходят, и первое – мы показываем ее фотографии отсюда, они начинают первый шаг в балете, моя цель, чтобы через 200 лет все в Японии знали про Катю».

В одном из самых ранних интервью Максимову как-то спросили, чего она ждет от жизни, чего хочет? Не задумываясь, ни на секунду, великая танцовщица ответила – танцевать, танцевать и танцевать… На этой выставке, танец великой балерины, запечатлённый в вечности, словно продолжается и сегодня.

Читайте также:
В столице представили выставку, посвященную Екатерине Максимовой>>>

Новости культуры