31.01.2014 | 11:55

Скульптуры, изготовленные римским мастером Альбачини по заказу Павла Первого, разместятся в Гатчинском дворце

Свидетели блистательных празднеств, обязательная примета ландшафтного декора – скульптуры дворцово-паркового ансамбля Гатчины за свою историю пережили немало бед – войны, разрушение временем и, к сожалению, пострадали от вандалов. Работы знаменитого римского мастера Карло Альбачини были исписаны маркером, расстреляны из пневматики, некоторые сброшены с постаментов. Работники музея приняли решение – раритеты после реставрации в парк больше не вернуться. Рассказывают «Новости культуры».

Из Михайловского замка после обследования специалистов «пациентку» вывозят лежа. Хотя реставраторы признают – ей уже гораздо лучше. Но гатчинскую Амазонку еще рано «выписывать» после лечения – она отправляется на очередной этап восстановительных работ.

В мастерских на Васильевском острове скульптуру встречает соседка «по палате», а куда точнее будет сказать – по несчастью. Афину на реставрацию тоже привезли в жутком состоянии. Напоминала она больше Венеру Милосскую – была без рук по мраморные плечи.

«Вот эта часть руки – отсутствовала, правая рука – ниже локтя – ее не было, – говорит заведующий сектором реставрации каменной и гипсовой скульптуры Русского музея Павел Лазарев. – Выяснили, что в правой руке, она держала там символ мудрости, маленького совенка. Есть такая притча – сова Афины вылетает по ночам».

Четыре скульптуры были куплены для Гатчинского дворца по личному заказу императора Павла в конце XVIII века. Статуи изготовил римский мастер Альбачини. А теперь, используя его работы как эталон, петербургские реставраторы делают абсолютно точные копии. Все – из одного теста. На основе «мраморной» муки – измельченного натурального мрамора.

Тонкими слоями смолу наносят на специальную силиконовую форму. Работа тяжелая, кропотливая, еще и материалы токсичные. А внимание нужно колоссальное: одна ошибка – и скульптуру сразу признают бракованной.

«Должна быть равномерная скульптура, без пузырей, – говорит реставратор Александр Форщук. – Я должен нанести ее равномерным слоем плотным, после этого мастер нанесет внутренний рисунок, слой немножко подвстанет».

А это уже готовая точная копия скульптуры Марса. Оригинал сейчас в Русском музее, на обследовании. Похоже, богу войны войну объявили вандалы – скульптуру исписали маркером, обстреляли из пневматики, а однажды даже умудрились раскачать и опрокинуть 600-килогромовую статую, которая в результате раскололась на пять частей.

Это была точка кипения, говорят музейщики. Именно тогда и приняли решение: скульптуры отреставрировать и перенести во дворец, а на их место – установить копии.

Так же, как поступили и в Летнем саду. Правда, некоторые критики тогда скульптурные аналоги окрестили «мыльными статуями» – мол, сразу видно, что это новодел.

Двойники гатчинских скульптур тоже заметно отличаются от оригиналов, хотя бы сахарно-белым цветом. Но во дворце посчитали – главное, все же, спасти уникальные произведения искусства.

«Мы не можем достойно обеспечить сохранность памятника, это единственный вариант, из-за которого соглашаешься на копийные работы, – говорит хранитель фонда скульптуры, старший научный сотрудник Инна Гуляева. – Если памятник еще раз уронить, я не думаю, что мы сможем его собрать в достойном варианте».

По решению музейщиков, отреставрированные работы Альбачини установят возле одной из дворцовых лестниц. Все четыре статуи, плечом к плечу, под крышу и под постоянное наблюдение специалистов. Мрамор, может, и прочный материал, но ведь даже камень неуважительного отношения к себе не терпит.

Новости культуры