26.07.2011 | 11:51

Андрей Прошкин завершил съемки фильма "Орда"

Больше тысячи исторических костюмов, специально построенные два города – Москва середины XIV века и  Сарай, столица Золотой Орды. Завершены съемки фильма «Орда» режиссера Андрея Прошкина, сейчас добавляют компьютерную графику. Бюджет картины - 360 миллионов рублей. Проект социально значимый – такой статус картине дал Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В центре сюжета – эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, который был вынужден отправиться в Золотую Орду, чтобы совершить чудо. Подробнее о картине рассказывают «Новости культуры».

Облачение, в котором играющий митрополита Максим Суханов по сценарию должен провести службу, в реальности носить невозможно: оно весит 20 килограммов, украшения настоящие - кованые. Восстановили  все, что было можно: костюм, интерьеры, роспись храмов, детали этикета и протокола – как князья тогда встречали ханских послов,

Редкие сцены, где Виталий Хаев без головного убора, были для актера настоящим счастьем. Шапка в прошлогоднее аномально жаркое лето была тяжела, тем более его - княжеская - на меху.

«Самая главная борьба была с этим персонажем, - говорит Виталий Хаев. -  То, что он был красный, красный от слова "красивый", и мне пришлось очень здорово воевать с режиссером. Во-первых, я отстаивал эту роль, потому что мне интерсно было это сыграть. Андрей мне сказал: "Он - Иван Красный, ты понимаешь, красный значит красивый". Для этого существует грим, что-то же можно со мной сделать... Я - князь. Чувствую, с красотой подвело».

Съемки были экстремальные, проходили они на юге Астраханской области. Целый год там строили не просто декорации, а  настоящий город – золотоордынску столицу Сарай, правление хана Джанибека, которая расположилась на двух гектарах. Это другая цивилизация, мир  совершенно иной. Год 1357, но режиссер Андрей Прошкин настаивает, что дата специально не будет указана в титрах.
 
«Когда мы читали материалы об Орде, о монгольском обществе, вещь, которая бросалась мне лично в глаза, это такой прагматизм, возведенный в смысл жизни, - говорит режиссер. - Прагматизм, который оправдывает массу вещей, если эта вещь является для государства полезной и необходимой. Совершенно не важно что, он какие-то минусы приносит. Мне кажется, что прагматизм, ставший почти религией, абсолютно близок нашему ощущению жизни».

Митрополит Алексий, политик, дипломат, тот, кого позже канонизируют, человек, воспитавший Дмитрия – того, кого позже назовут Донским,  в фильме в канун невероятного испытания должен совершить невозможное. Под угрозой уничтожения Москвы по просьбе князя Ивана Красного отправляется в ханскую ставку исцелить ослепшую ханшу Тайдулу, мать Джанибека. Русь его туда провожает как на похороны.

Сергей Кравец, продюсер фильма «Орда», рассказывает: «Он несомненно едет в Орду обреченно. Именно поэтому мы пошли на отступление от возможной исторической действительности:  он едет туда с келейником,  не большим поездом с митрополичими дворянами, с роскошными повозками, а он едет верхом вместе с келейником. Это еще раз подчеркивает то, зачем зря народ губить. Очевидно, что если он не справится со своей миссией, то обратно посольство не отпустят».

Единственный факт, зафиксированный в житие святителя Алексия - чудо исцеления произошло. Похода на Москву не было, церковь была освобождена от податей. Но как это чудо состоялось? В фильме Алексий проходит через надлом и  душевный кризис. И какой при этом должна быть вера, когда так долго ждешь чуда, от которого зависит множество жизней?