28.01.2014 | 11:32

В столице проходит выставка известного китайского видеохудожника Яна Чженьчжуна

В столичном «Манеже» открылась выставка самого известного видеохудожника Китая – Ян Чженьчжуна. Основные темы его творчества – это понятие нормы, социальные табу, дисгармония в обществе. Экспозиция получила название «Вечное возвращение». Это и код к пониманию нескольких представленных проектов и более житейская констатация факта. Сам Чжень-чжун тоже возвращается в Россию. В прошлом году его видео участвовало в проекте «Манежа» «Размышляя о смерти». Фраза «Я умру» – по задумке художника – звучала на десяти языках. А теперь и на русском. Рассказывают «Новости культуры».

Над этим проектом Ян Чженьчжун работает уже больше десяти лет. Идея выйти на улицы и обратиться к незнакомцам с просьбой произнести два слова принесла художнику известность еще в 2000-м – в Шанхае – затем в 2007-ом на Венецианской Биеннале, где художник представил новую – расширенную – версию проекта. Теперь художник решил спровоцировать и россиян.

«Человек чаще всего забывает о смерти, так что ему нужно напомнить об этом, – говорит художник. – Видеосъемка позволяет остановить момент: я запечатлел живых людей, но они умрут. Поэтому здесь происходит противоречие между внешним и внутренним. По сути человек, который запечатлен навеки – он исчезнет».

Среди тех, кого снимали – ни одного актера. Хотя художник уверен – здесь играют все, осознано. Это самое главное. Скрытые эмоции тоже видны – но после – сдерживаемый смех, попытки самоконтроля, тяжелые вздохи. Виктор Смышленков к предложению отнесся с осторожностью, но художнику не отказал.

«Когда мне какой-то человек говорит, что он художник, я к этому очень подозрительно отношусь, но художник художнику же должен помогать, – гооврит участник проекта Владимир Смышленков. – Одному могу покрасить холст, другому покрасить кисточки, третьему могу помочь – что-то в камеру сказать».

Яну практически не отказывали – ни студенты, ни священники. Понимали – когда-нибудь умрут, так почему же не сказать об этом. Через уязвимость к вечности – вот идея экспозиции. Все ролики закольцованы – герои повторяют одно и то же движение. Еще одно напоминание – о границах индивидуальности.

«Ян Чженьчжун – один из самых известных мастеров китайского видеоарта на сегодня, – отмечает арт-директор МВО «Манеж» Андрей Воробьев. – Кроме того, он уже был в манеже с небольшим проектом. Так что это такое возвращение, в каком-то смысле».

Традиционная китайская самобытность перестаёт быть экзотикой - в этом году в Манеже планируют показать работы еще нескольких современных китайских художников.

Новости культуры