26.07.2011 | 12:35

Крик как жанр спектакля

Столичный Театр под руководством Геннадия Чихачева представил премьеру. В основу музыкального спектакля «Плаха» положен одноименный роман Чингиза Айтматова. Один из самых сложных и спорных текстов писателя, опубликованный в 1986, вызвал громадный общественный резонанс. Создатели новой театральной постановки – композитор Александр Кулыгин, либреттист Лев Яковлев и режиссер Геннадий Чихачев – искренне надеются, что их работа тоже вызовет полемику. Это будет означать, что «крик» – а именно так авторы определяют жанр спектакля – услышан зрителем. Рассказывают «Новости культуры».

Поставить «Плаху» Геннадий Чихачев не решался двенадцать лет. Разрешение спросил у Чингиза Айтматова еще в 1999 году, но с тех пор не мог найти подходящих актеров. Требования предъявлял самые высокие.

«По картинке мы должны соответствовать западному, американскому мюзиклу. То есть артист должен хорошо петь и здорово танцевать. Сейчас мы уже до этого дошли», – поясняет режиссер.

Напутственные слова актерам за две минуты до начала спектакля – обязательный ритуал. Чихачев – человек суеверный. 

«Мне сейчас подарили очередную черепаху. Это значит, что спектакль должен жить долго», – заверяет он.

Никогда не отступающий от своих традиций режиссер в «Плахе» все же изрядно поэкспериментировал. Сцена в стиле хай-тек. Минимум декораций и танцы – джаз-модерн. Актеры утверждают: это лучшее, что им когда-либо приходилось играть. 

«Музыка великолепная, которую написал Александр Кулыгин, и либретто Льва Яковлева. Просто весь ансамбль получился, просто спектакль-крик – такого в нашем театре еще не было», – говорит актриса Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева Елена Соколова.

Все на этой сцене отчаянно кричат – каждый о своем. Дисгармония приводит к трагедии, поколение утопает в пороках. Главного героя выгоняют из духовной семинарии, и он идет в народ. Не к плахе ли приведет этот путь? Перед либреттистом Львом Яковлевым стояла сложная задача.

«Задача эмоционального стресса, который в итоге приводит к позитивной цели. Хотя много жестоких сцен», – рассказывает Лев Яковлев.

Играют без второго состава. Задействована вся труппа театра –  40 человек. Актерам никак нельзя болеть, и  Чихачев в них верит. Так же, как и в успех спектакля.