27.01.2014 | 10:52

Кирилл Серебренников оживил "Мертвые души"

В столичном Гоголь-центре – премьера «Мертвых душ». Кирилл Серебренников уже ставил гоголевскую поэму в 2010-м – в Национальном театре Латвии. Но, как признаётся, «Мертвые души», его не отпускают. Режиссер утверждает: Гоголь снайперски точно и с изрядной долей сарказма изобразил российскую действительность. Причем, не только XIX века. Рассказывают «Новости культуры».

Перекочевав в наше время, герои «Мертвых душ» сильно помолодели, колеса брички сменились автомобильными шинами. Десять актеров на почти пустой сцене – то во фраках, то в майках-алкоголичках и вытянутых трениках – играют всех: детей, собак, лошадей, старух, женщин, мужчин. А вот женщин-актрис Серебренников в свой спектакль не допустил.

«Просто когда вы увидите, как ребята работают, вы поймете, что это не в женских силах, на женщин это все повесить не возможно, – говорит Кирилл Серебренников. – И потом, мягко говоря, у Гоголя это история не лирическая, женщины там предстают в непрезентабельном виде. Поэтому решено было, что играют все мужчины».

И это – не все сюрпризы. Знаменитый юмор Гоголя явно дает себя знать. Собираясь ставить «Мертвые души» Серебренников отправил электронное письмо американскому актеру Одину Байрону. Выпускнику Школы-студии МХАТ предлагал сыграть Чичикова. Пока Байрон думал, возник еще один претендент – Семен Штейнберг. В результате вышла неловкость: согласились сразу оба. Тогда Серебренников придумал ход: сделать спектакль на двух совершенно разных Чичиковых. Когда Чичикова играет Байрон, Штейнберг исполняет помещика Манилова. В следующий раз – наоборот.

Доверив извечные гоголевские вопросы иностранцу, Серебренников дает возможность услышать и русскую версию. Вот только с Гоголем непросто пришлось обоим актерам: американец и русский заново учили язык, чтобы свободно влиться в языковые реалии Гоголя. Влившись, оба теперь своего героя оправдывают, защищают.

«Со школы вбивался стереотип, что Чичиков такой обманщик и стяжатель», – говорит Семен Штейнберг.

«Есть общее мнение, что Чичиков какой-то очень противный, отрицательный персонаж, – отмечает Один Байрон. – На самом деле, он очень хороший персонаж, потому что находится на том этапе, до того как человек стал – может, слишком так сказать – до того как человек стал монстром».

Чичиков Кирилла Серебренникова в своих устремлениях кажется простым и понятным: на огромных просторах России он хочет заработать денег и быть счастливым. В окружении Коробочек, Собакевичей, Ноздревых он выглядит чужим – и американца звать не надо.

В попытке проникнуть в гоголевские коды и смыслы Серебренников обратился к лирическим отступлениям автора. Решил их в форме зонгов с помощью композитора Александра Маноцкова. Пытаясь по-своему искать ответ на вопрос: Русь, куда несешься ты?

Новости культуры