24.01.2014 | 16:48

В Петербурге представлены портретные куклы

Кукольное клонирование. В Петербурге становится популярным новый жанр: синтез живописи, скульптуры и дизайна – портретная кукла. Музейные и личные коллекции пополняются мини-статуэтками с лицами знаменитостей, друзей, родственников и даже домашних животных. Мастера создают точные копии, передавая не только черты лица, но и характер, и даже стиль одежды. Рассказывают «Новости культуры».   

«Гиппиус, словно оса в человеческий рост, блеск от лорнетки, зеленый глаз, перебирает граненые бусы». Такой запомнил Зинаиду Гиппиус Андрей Белый и воссоздала в пластике Юлия Пучкина. Три с половиной года назад она решила освоить портретную мини-скульптуру. Первой моделью стала муза Серебряного века, а сегодня Юля делает кукольные копии своих современников.

«Частично перевоплощаешься в процессе работы в образ, будь то мужчина или женщина - не важно, лицо главное, конечно, и глаза, выражение глаз. Это все-таки искусство, скульптура, кукла это - условное понятие, для меня это скульптура, просто она в одежде, она расписана», - говорит кукольный мастер Юлия Пучкина.

Интригующий жанр портретной куклы – новый мировой тренд, который перенимают петербургские мастера. Некоторые специалисты считают, что своими корнями этот вид искусства уходит в еще царскую Россию. В Александровском дворце сегодня каждый может не только увидеть оригинальный кукольный театр цесаревича Алексея, но и разглядеть в главных действующих героях лица императорской семьи. Художник-реставратор, обнаруживший потерянную в годы революции коллекцию, подробно изучил фотографии царской семьи и был поражен сходством Николая Второго с капралом, а его супруги Александры Федоровны с невестой.

«Он распознал и цесаревича Алексея, и свиту, но это театральный взгляд на предмет. Художник театра - у него богатейшее воображение, и он видит то, что не может увидеть обычный человек», - считает хранитель музейной коллекции «Быт» ГМЗ «Царское Село» Елена Калугина.

Эта теория пока - просто красивая легенда. Документов, подтверждающих, что куклы – портретные, у хранителей нет. Свою коллекцию династии Романовых создали в Петербургском музее кукол.

«Почему белая, потому что белый царь, белое, чистое, ангельское , святое, цвет царской власти, некий символ такой», - объясняет директор Петербургского музея кукол Галина Варенюк.

А в соседних витринах посетителей встречают уже современные персонажи. Шаржевые портретные куклы – «фишка» петербургского музея. «Петербургская перспектива» - самая большая коллекция портретных кукол. Здесь и современные символы Северной столицы, и необычные и запоминающиеся персонажи улиц города. Мода одного дня или зарождение нового синтезированного вида искусства – покажет время. Точно можно сказать только одно, портретная кукла – будь то шарж или точная копия человеческого оригинала – отличный подарок коллекционерам и любителям нестандартных находок.
 

Новости культуры