12.09.2012 | 11:11

"Призыв к альтернативе" Йозефа Бойса представлен в Московском музее современного искусства

Автор концепций «расширенное искусство» и «социальная скульптура», мыслитель, политик и художник Йозеф Бойс – одна из самых влиятельных фигур в искусстве двадцатого века. В Московском музее современного искусства открывается ретроспектива Йозефа Бойса под названием «Призыв к альтернативе». Впервые в России творчество классика показано с таким размахом. Об одном из центральных культурных событий года Германии в России рассказывают «Новости культуры».

«Призыв к альтернативе» – название манифеста Йозефа Бойса, для публикации которого в 78-м году газета «Франкфуртер Рундшау» выделила художнику огромную полосу. Критика современного общества, путь к свободе, равенству, солидарности, – утопия нового мира. Заинтересованным читателям предлагается обратиться в Дюссельдорфскую академию художеств. Мастерская Йозефа Бойса. Кабинет номер 3.

Этот человек в фетровой шляпе и жилете рыболова для современного искусства все равно, что Солженицын или Толстой для русской литературы.

«Бойс открыл одну простую вещь – искусство – это политика, – рассказывает президент германского Гете-института Клаус Дитер-Леман. – Не игры на зеленой лужайке, не соревнование вкусов, не то, что сейчас называется – «эвент». Искусство – основа общества».

Каждый человек – художник, ответственный за собственную форму. Любой социальный организм – произведение искусства. Искусство не узкопрофессиональная нужда, а социальная. Бойс верил в это. И эта вера помогает понять его объекты и акции. Мастер афоризма, сам он сформулировал это так: «произведение искусства - самая большая загадка, а человек - это ответ». В его человеческой истории большую роль сыграл миф о России.

«”Сибирская симфония”, “Транссибирская магистраль”, “Евразия”, “Евразийский посох”, – названия произведений Бойса ясно говорят нам, сколь важна была для его мира Россия», – отмечает куратор выставки Ойген Блуме.

Доброволец в Люфтваффе, участвовал во Второй Мировой, в 44-м в битве под Севастополем его самолет сбит, Бойса подобрали некие татары, намазали жиром, завернули в войлок, и тем спасли. Так звучит миф основания бойсовского мира, где главные материалы: металл, войлок и жир, где человек – кочевник, художник – шаман, а одна из главных тем – антивоенная. Керстен Холм, автор книги «Рубенс в Сибири», в России живет уже 20ый год. Считает: изначально Бойс создавал типично послевоенное искусство из бедных материалов. Представленный в Москве, этот импульс творения из ничего – ее особо впечатляет.

«Здесь это как-то живее предстает, чем в Германии, – говорит искусствовед Керстен Холм. – По себе знаю, как это, когда есть только грязные дороги, тайга, и из этого нужно строить свою жизнь».

Андрей Монастырский с творчеством Бойса знаком с 77-го года, тогда фото акции группы «Коллективные действия» и портрет Бойса попали на одну обложку международного журнала об искусстве «Flashart». И до сих пор этот художник ему интересен.

«Это абсолютно современные работы, без какого бы то ни было налета музейности», – уверен Андрей Монастырский.

Другая сторона творчества Бойса – политическая активность. Один из основателей партии зеленых, до сих пор очень влиятельной в Германии, он даже баллотировался в Бундестаг. Проповедовал «прямую демократию». Запускал образовательные проекты.

«Бойс для меня вроде трамплина или препятствия, – говорит художник Арсений Жиляев. – Вот знаете, как бывает бег с препятствиями, почувствовать себя немного ближе».

Куратор выставки Ойген Блуме с 92 года собирает архив Бойса, дважды курировал его большие персональные выставки. В Россию профессор Блуме привез много чугуна, металла и базальтовых плит - три очень тяжелых классических инсталляции Бойса: «Трамвайная остановка», «Двойная основа» и «Конец ХХ века». Последняя – сад камней с рукотворными углублениями – высказывание Бойса о роли человека в эволюции.

Все материалы темы "Год Германии в России">>>