23.01.2014 | 10:48

Новый дом для старинных шедевров

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в новый год вошел с обновленными фондами. Пополнения внушительные: в 2013-м в собрание поступили ценные экспонаты, приобретённые или полученные музеем в дар. Большую их часть посетители Пушкинского увидят уже в этом году. Но, не секрет, что выставочных площадей не хватает. Так что часть сокровищ так и осталась бы недоступной для взора широкой публики, если бы с экспонатами не познакомилась наша съемочная группа. Рассказывают «Новости культуры».

Работ Франца Халса на антикварном рынке немало. Но и подделок не меньше. В подлинности же «Евангелиста Марка» – нет никаких сомнений. В нашу страну картина попала при Екатерине Второй. Александр Первый отправил полотно на украшение храмов в Таврическую губернию. И след его потерялся на 100 лет. «Евангелист Марк» вновь объявился в Лондоне в 70-х годах нашего века.

«Детективная история заключается в том, что эта картина по неизвестным сейчас причинам была записана: из изображения Евангелиста Марка сделали портрет бородатого мужчины, – рассказывает доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков. – Здесь было изображение широкого белого воротника, здесь были дописаны манжеты».

Еще одно приобретение – «Крещение Христа» – картина написана сразу двумя художниками: Хендриком Ван Баленом и Яном Брейгелем-младшим. Первый рисовал фигуры, второй – пейзажи и натюрморт. А эти две картины итальянских мастеров были когда-то в коллекции архитектора Щусева. Выставлялись в Москве еще до революции. Успели побывать и в Пушкинском – на экспозиции в 2011-м. Теперь это – собственность музея. Дом обрел и «Отшельник» кисти неаполитанца Сальваторе Розы, и танец обнаженных фигур, исполненный флорентийцем Винченцо Маноцци.

«Всего в мире насчитывается меньше десяти его картин, – отмечает доктор искусствоведения, хранитель итальянской живописи ГМИИ имени Пушкина Виктория Маркова. – Они просто не выявлены, неизвестны. Их будет гораздо больше».

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков приобрела картину «Половодье». Это магическое изображение Венецианской лагуны, затянутой туманом, написал французский мастер Андре Массон.

«Человек, который был сюрреалистом, когда Дали еще учился в художественной академии, – говорит старший научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Алексей Петухов. – В отличие от Дали, который сделал сюрреализм брендом, Массон был человеком глубоким, чувствующим, рефлексирующим».

Нашел свое место в коллекции галереи и будуарный портрет «Большая Марсель» – Жюля Паскена. Одна из любимейших моделей художника в этой поздней работе – явно располнела. Отсюда и название. В Отделе личных коллекций появился портрет кисти Валентина Серова и сразу несколько «Купальщиц» Ильи Машкова – в пастели и в масле.

«Эта работа – одна из лучших, пожалуй, из того, что сейчас есть и в музеях, и в частных коллекциях», – считает научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Екатерина Лисицына.

Эти работы публика уже успела оценить. А вот 18 работ авангардиста Эдуарда Штейнберга – пока нет. Картины были предложены музею вдовой художника.

«Наш принцип отбора был, конечно, в первую очередь – музейный, исследовательский, нам хотелось представить весь путь художника, – поясняет старший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Анна Чудецкая. – Его стиль можно назвать лирической абстракцией. В своем творчестве он вступил в диалог со знаменитым Казимиром Малевичем».

Из богатых запасников Отдела графики выставлялось лишь процентов десять. И это – редкий шанс заглянуть в хранилище. Капризную графику экспонируют не больше трех месяцев, потом еще минимум полгода дают ей отдохнуть. Эти редкие работы Аарона Буха подарил музею сын художника. Существует даже видео, как работал Бух-старший в своей мастерской.

«Он буквально рисовал руками, если речь идет о масле, и создавал свои произведения, – рассказывает старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ имени Пушкина, хранитель коллекций русского рисунка XVII-XX веков и русского гравированного портрета Олег Антонов. – И эта же манера видна в его рисунках. Это как раз его автопортрет. Пятна краски – эта такая экспрессия, она в его рисунках очень важна».

В отделе нумизматики одно из самых интересных поступлений – вторая в коллекции Нобелевская медаль. В музее уже есть высшая награда по медицине и физиологии академика Павлова, теперь и по физике – ученого Ильи Франка. Настоящее произведение искусства медальера Эрика Линдберга.

52 памятника кипрского искусства – это щедрый дар Отделу археологии античного мира. Большой кувшин и чаша III тысячелетия до нашей эры «удревнила» все кипрское собрание Пушкинского музея. Редкая чашечка, созданная не на гончарном круге, а вручную – период Средней Бронзы. Краснолощеный кувшин – Поздней. В нем хранили растительные масла, молоко, мед. А запечатывался сосуд воском и битумом – для продажи.

Чашечка в микенских традициях, архаическое блюдце, собранное специалистами из фрагментов, светлоглиняные кувшины и флаконы – все это наглядная история кипрской керамики в развитии. Увидеть и оценить сокровища можно будет уже в мае на большой выставке, посвященной Древнему Кипру.

Новости культуры