23.01.2014 | 10:10

Печать. 23 января 2014

23 января 1786 года в предместье Парижа родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. В апреле 1814-го, после вступления русских войск в Париж, молодой архитектор совершил поступок, который навсегда изменил его жизнь. Он подарил российскому самодержцу Александру Первому альбом с тщательно проработанными архитектурными проектами. Через два года Монферран получил официальное приглашение государя и приехал в Санкт-Петербург. В итоге в городе на Неве появилось несколько великолепных зданий, но имя французского архитектора в первую очередь связывают с Исаакиевским собором. О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает «Российская газета». Другие темы печатных изданий – в обзоре «Новостей культуры».

***
110 лет назад, 22 января 1904 года в семье учителя Голикова родился сын. Мать мальчика происходила из старинного дворянского рода Сальковых и по тогдашним законам новорожденный имел право на фамильный герб. «...В нижнем поле червлёный (красный, то есть) меч, в верхнем – золотая книга. Попадание замечательное, если учесть, что младенца назвали Аркадием и известен он нам как писатель Гайдар...» – пишут «Аргументы и факты» в статье, посвященной юбилею классика советской детской литературы. Свое прозвище, ставшее впоследствии литературным псевдонимом и – собственно – фамилией – Гайдар (это монгольское слово означает «всадник, скачущий впереди») Аркадий Голиков получил в Хакассии во время Гражданской войны. Воевал он отчаянно храбро, в 17 лет стал комполка, под его началом состояло четыре, а потом и шесть тысяч человек. Как молодой военачальник стал литератором, как складывалась его отнюдь не всегда благополучная писательская судьба – в свежих «Аргументах и фактах».

***
В Дюссельдорфе показывают выставку едва ли не самого знаменитого фотохудожника наших дней Кандиды Хофер. В свои 70 лет фрау Хофер, как утверждает «Коммерсант», достигла всего, о чем может мечтать профессионал. Ее считают мэтром так называемой Дюссельдорфской школы – пишет издание и так оценивает особенности стиля ее работ: «... Хофер предпочитает снимать не людей, но пространство... Она словно его раздевает, что позволяет понять строение скелета, а тем самым и сущность... Кажущийся холодным взгляд оказывается в итоге полным тоски по отсутствующему человеку. Его возвращение наполнит пространство смыслом, но этот шаг автор не может совершить сам. Он передоверяет его зрителю».

***
Юрий Темирканов продирижировал Второй симфонией Малера, которой не дирижировал в Петербурге более тридцати лет. Она прозвучала в Большом зале Филармонии в исполнении заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра при участии меццо-сопрано Ольги Бородиной и сопрано Люси Кроу. Ольга Бородина великолепно исполнила свою партию в IV части Urlicht («Свет изначальный»). Остается лишь сожалеть – сетуют Санкт-Петербургские ведомости, что в камерном репертуаре певицы отсутствуют песни Малера, а ее голос попросту создан для них. «...Малер прозвучал у петербуржцев очень по-русски, без заоблачного совершенства, но очень страстно, увлеченно, словно боясь упустить бесценные обертоны Жизни по дороге в Вечность...» – констатирует издание.

Новости культуры