21.01.2014 | 11:38

В Большом драматическом театре – премьера постановки "Солдат и черт"

«История Солдата», сочиненная Стравинским почти сто лет назад, уже была балетом, сюитой и даже мультфильмом. В БДТ имени Товстоногова режиссёр Андрей Могучий превратил «Историю» в социально-театральный проект. Его первую часть обещают каждый раз менять, превращая то в лекцию, то в дискуссию, то в акцию. А вот вторая часть собственно и будет музыкально-драматическим дЕйством на основе «Истории солдата». Рассказывают «Новости культуры».

В 1914-м году Стравинский уезжает из России в Швейцарию. Тяжелое для композитора время. У него болеет жена, дома четверо детей, денег не хватает. Тогда он придумывает оригинальный способ заработать – создает передвижную постановку «История солдата».

В основе – русская народная сказка из сборника Александра Афанасьева про солдата и черта. Вариант вечной фаустовской темы. Солдат продает душу, точнее скрипку, дьяволу. Взамен получает книгу, якобы, способную сделать Солдата счастливым и богатым.

Но вопреки законам сказочного жанра, пьеса кончается печально: книга не принесла счастья. Нечистая сила, хоть и не сразу, но побеждает. В финале звучит Триумфальный марш Чёрта, а солдат – за то, что поддался искушению – попадает в ад.

Этот спектакль хоть поставлен по русской сказке, однако Стравинский просит своего друга, швейцарского прозаика Шарля-Фердинанда Рамю, чтобы спектакль можно было возить по городам и деревням, показывать где угодно, хоть на площади – традиции ярмарочного балагана. Современные авторы этот принцип сохранили.

«Мы еще и собираемся его играть в других пространствах, не только у себя, но и на выезде, – рассказывает художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий. – Ну, я не знаю... Будь то воинская часть, больница или что-то еще. Этот проект, как и задумывал его Стравинский, носит абсолютно такой передвижной характер.

В роли солдата - Ричард Бондарев. Оказалось, у него тоже есть скрипка.

«Вообще это фантастическая история, – говорит актер. – Потому что эту скрипку я купил в институте на втором курсе. Почти девять лет назад – и я ее так нигде и не использовал. И вот теперь эта скрипка в нашем спектакле стала главным героем.

Правда, свою скрипку актер не готов менять ни на что. Хотя, признается, искушений не мало. По сути, история Солдата – история про каждого из нас.

«Меняем свои какие-то душевные интересы на заработки, и вот к чему приводит это, – говорит актер, исполнитель роли Черта Андрей Феськов. – Получается сюжет в сюжете».

Спектакль все-таки сделал богатым – но не солдата, а композитора – самого Стравинского. Позже мастер напишет: «Мой первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести пьесу к любой эпохе и ко многим национальностям».

Новости культуры