20.01.2014 | 12:09

Ретроспектива фильмов Бастера Китона

"Тот, кто никогда не улыбался" - так называли одного из самых ярких комиков немого кино Бастера Китона. Он был сценаристом и режиссером своих картин. Его творческие открытия и находки до сих пор влияют на создателей кино, а многие трюки до сих пор не разгаданы.

Джозеф Фрэнк Китон появился на свет 4 октября в тот же год, что и синематограф – в 1895. Его судьба была решена до рождения: родители были артистами. Отец придумывал номера, а мать была первой женщиной в Америке, исполнявшей соло на саксофоне. Но то, что мальчик станет великим комиком "Великого Немого", а также приобретет новое имя – за это отчасти ответственен знаменитый фокусник, работавший с родителями Китона – Гарри Гудини. Увидев, как полуторагодовалый ребенок упал с лестницы на сцене и остался без единой царапины, Гудини воскликнул: "Buster!" Толкований у слова много, но в любом случае, имя прозвучало...

Так уж сложилось, что Бастер Китон успел проучиться в общеобразовательной школе всего один день – гастроли с родителями не способствовали усидчивости. В кино Китон попал в 1917 году, когда в качестве напарника его пригласил знаменитый уже тогда толстяк Фатти - комик, работавший с Чаплином. Это было начало большой дружбы и большого пути в кино. Шесть короткометражных фильмов с другом и помощником сделали Китона узнаваемым и любимым. Китон никогда не улыбался, но заставлял хохотать всех. Он так умел придумывать трюки, что до сих пор непонятно – как это он делал.

Жизнь в кадре и закадром у Китона не разделялись. Он просил операторов никогда не выключать камеру, пока он делает трюк. Так в фильме "Наше гостеприимство" Китон действительно сорвался со страховочного троса посреди горной реки – случайность повлекла за собой изменения в сценарии и дополнительные сцены. Как всегда, Китон остался невредим. Единственное, чему не мог противостоять Бастер Китон, - это потоку времени. На смену "Великому Немому" пришло другое кино, со звуком. Китон, в отличии от Чаплина, не смог соответствовать новой эстетике. На время о Китоне забыли, он снимался только в эпизодах. Признание вновь пришло к Бастеру уже в конце жизни, когда ему вручили Оскар. В примечании значилось: "Бастеру Китону за то, что он делал такие фильмы, которые будут смотреть до тех пор, пока существует кино".

С 20 по 23 января на телеканале "Россия К" будет показана серия короткометражных фильмов великого артиста, созданных им в разные годы:

20 января в 11:15 - "Родня моей жены" (США, 1922), "Любовное гнездышко" (США, 1923), "Железнодорожник" (Канада, 1965).
21 января в 11:15 - "Ее по-прежнему преследует негодяй" (США, 1940).
22 января в 11:15 - "Гостиная, спальня, ванная" (США, 1931).
23 января в 11:15 - "Театр" (США, 1921), "Электрический дом" (США, 1922), "Бледнолицый" (США, 1922).