20.01.2014 | 11:08

Владимиру Дашкевичу – 80

Композитор Владимир Дашкевич – фигура уникальная. Инженер-химик по первому образованию, страстный шахматист, мыслитель… Совсем недавно вышла его книга «Великое культурное одичание» – серьезный философский трактат о том, что музыка – модель эволюции. Не оспаривая этот тезис, можно утверждать, что музыка – модель жизни самого Дашкевича, блестящего композитора, которому сегодня исполняется 80. Рассказывают «Новости культуры».

Ему подвластны все жанры. И в свои 80 Владимир Сергеевич помнит все свои композиции, симфонии, балеты. Сочинительство воспринимает как мистический акт, а музыку, звучащую в голове, сравнивает с уколом, правда, как это происходит, до сих пор не понимает.

«Я начинаю слышать музыку часа в четыре утра, – рассказывает композитор. – Но она звучит во сне. Когда я ее хорошо слышу, то я просыпаюсь и записываю то, что слышал в виде эскиза. Мне достаточно на него, на следующий день взглянуть, и я сразу вспоминаю, что мне приснилось».

Так приснилась музыка, которую журналисты как-то назвали русской народной. Друг композитора и автор стихов Юлий Ким до сих пор называет это профессиональным чудом.

«Я трудился приблизительно час над текстом, потому что это была работа спонтанная, – вспоминает Юлий Ким. – Потом, когда сочинил этот текст и разбудил Дашкевича – дело происходило в номере гостиницы, во время съемок. Вот он, едва протерев глаза, вынул блокнот и за пять минут написал эту бессмертную мелодию».

Работу в «Бумбараше» Дашкевич считает одним из главных своих успехов.
Но на самом деле список огромный - «Пеппи Длинныйчулок», «Зимняя вишня», «Ворошиловский стрелок», и, конечно, «Шерлок Холмс».

Эта всеми любимая мелодия переросла в балет, который Владимир Дашкевич любовно называет «Пляшущие человечки». Вообще о каждой своей работе композитор может рассказывать бесконечно. Размышлять о музыке и не только. Особенно с Михаилом Левитиным. Они знакомы 40 лет. И столько же сотрудничают. Опера «Ревизор» едва не стала для них яблоком раздора. Левитин хотел удалить несколько сцен во втором акте. Дашкевич был против.

«Я легко и весело его отговорил, после чего получил письмо сюда вот, на проходную театра, что он, любя меня бесконечно, отказывается от этой работы со мной, – рассказывает Михаил Левитин. – Тогда пришлось снова встретиться, и я решил сделать так, как хочет Дашкевич».

Ему удается убедить не только режиссеров. Кажется, сама удача идет у него на поводу и в жизни все решает случай. Дашкевич учился на химика. Но однажды соседка по коммуналке отдала рояль на время. Инструмент с тех пор звучал в квартире, не переставая. В 26 лет Дашкевич поступил в Гнесинку – к Хачатуряну. На третьем курсе чуть не отчислили – за увлечение авангардом. Наставник написал тогда заявление об уходе – так в институте остались и педагог, и его лучший ученик.

Еще один случай свел композитора с будущей женой. На этот раз уже он был педагогом, Ольга – студентка. Как-то она уснула на экзамене.

«Он меня разбудил, я ответила, и мы пошли отмечать в кафе», – вспоминает Ольга Дашкевич.

Прошло 39 лет – в любви и музыке. В этой квартире она звучит по 12 часов в день. Симфонии, романсы. Сейчас Владимир Дашкевич работает над оперой «Царь Давид». Пишет стихи и философские книги. А в день рождения возвращается к тому, с чего все начиналось …

К юбилею Владимира Дашкевича смотрите в 18.05 программу «Линия жизни».

Новости культуры